Образец будущего устройства Вселенной – идея всеединства в Азимовской научной фантастике


28 Мая 2019, 12:11
Аргентинский прозаик, поэт и публицист - Хорхе Луис Борхес

В одной из новелл Борхеса рассказывается о воображаемом мире, где философию считали ветвью научно-фантастической литературы. Эта мысль, при всей её эксцентричности, глубока: ведь научная фантастика есть нечто вроде мысленного эксперимента, показывающего при помощи художественных средств, что в итоге следует из той или иной идеи и тот же самый смысл – продумывание какой-либо позиции до конца имеет и настоящая философия. И это не говоря уже о том, что и фантастика, и философия несут в себе заряд стремления «оторваться» от обыденной реальности. Может быть, поэтому нынешний «материалистический, слишком материалистический» мир относится с изрядной долей подозрения и к той и к другой: фантастика находится на правах Золушки во владениях Литературы, а на философию всё время скептически поглядывает её величество Наука.

Мы далеки от того, что отождествлять философию и фантастическую литературу, признавая за нашей древнейшей наукой собственный предмет, инструментарий и значимость её проблем, и все же мы не можем отказаться от такого рода параллелей. Тем более что речь пойдёт не о чем ином как о философии всеединства, которая учит об идеале цельного мировоззрения, где философия и искусство сливаются, и о таких разных и даже полярных культурах как российская и североамериканская.

Принято считать, что идеи всеединства в современном мире представлены преимущественно русской религиозной философией.

Действительно, её основные положения сторонники популярных сейчас на Западе философских течений клеймят ругательными ярлыками: «холизм» и «реализм». И уж подавно ни о каких идеях всеединства нельзя и говорить по отношению к философии США, где давно и прочно обосновалась принципиально антиметафизическая аналитическая философия.

Но в научной фантастике США дело обстоит иным образом: один из наиболее значимых ее представителей Айзек Азимов в своем грандиозном эпосе «Основание», а точнее, в последней его части «Основание и Земля» рисует своеобразный идеал всеединства – планету-сверхорганизм под названием Гея, в которой все связано между собой настолько тесно, что каждый житель Геи не может говорить о себе просто «я», но говорит «я/мы/Гея». Причём, эта связь распространяется и на другие живые организмы, и даже на неживую природу.

Жители Геи воспринимают ощущения друг друга, включая элементарные «квазиощущения» неодушевлённых предметов, то есть их реакции на взаимодействие, для них не секрет и мысли друг друга. Со смертью Геянина его сознание растворяется в сверхорганизме Геи и продолжает существовать и вносить свой вклад в общее сверхсознание. Причем, Гея у Азимова - образец для будущего устройства Вселенной. Азимовский Демиург – почти что бессмертный робот Дениэл Р. Оливо, который, по сути, вмещает в своём мозгу всю мудрость человечества, решил, что и вся Галактика должна превратиться в один живой разумный сверхорганизм – Галаксию (правда, окончательное решение остается все же за человеком – Советником Основания Тревайзом). Наконец, идеал Геи оттеняется в романе антиидеалом Солярии – планеты, где люди пошли до конца в своем желание замкнуться в своем эгоизме. Соляриане, дабы не нуждаться друг в друге, обзавелись роботами и машинами, обеспечивающими их всем и исключающими личные контакты людей, и более того – чтобы не нуждаться в другом даже для продолжения рода, соляриане превратили себя в гермафродитов. Естественно, Тревайз совершает выбор в пользу Геи и Галаксии.


Айзек Азимов

Параллели с Соловьевскими идеями Богочеловечества или софийной природы очевидны. Не менее очевидны и различия – американская версия всеединства не только не философична, но и не религиозна. Тем не менее мы должны констатировать, что сам факт некоторого совпадения свидетельствует о том, что всеединство есть не специфичный феномен незападных культур, как часто думают, но универсальный всечеловеческий идеал.

Автор: Рустем Вахитов, г. Уфа
Изначально опубликовано в сборнике тезисов конференции «Рациональность и вымысел» (Спб, 2002).
Опубликовано на сайте asimovonline с разрешением автора.



Понравилась статья? Покажи её друзьям: