Координатор научной фантастики Джон Вуд Кэмпбелл

Имя на английском John Wood Campbell
Псевдонимы: Don A. Stuart
Дата рождения: 8 июня 1910
Место рождения: Ньюарк (Нью-Джерси, США)
Дата смерти: 11 июля 1971
Место смерти: Маунтинсайд (Нью-Джерси, США)
Гражданство: США
Род деятельности: прозаик, редактор
Жанр: научная фантастика
Язык произведений: английский

Джон Кэмпбелл - американский писатель, более известный в качестве редактора. Обладавший своим видением и бескомпромиссный, Кэмпбелл направлял молодых авторов в непривычное для фантастики русло, все дальше уходя от глупых приключений и избитых сюжетов к научности, социальным и общественным проблемам.

Он требовал от авторов многого, из-за чего нередко случались скандалы и писатели уходили; но можно сходу назвать с десяток знаменитых фамилий и с удивлением выяснить, что впервые их увидел и дал возможность публиковаться именно Кэмпбелл. Как справедливо отмечает «Энциклопедия научной фантастики»:

Больше, чем любой другой человек, он помог сформировать современную научную фантастику.



Коротко о писателе

Джон Вуд Кэмпбелл-младший (родился 8 июня 1910 года, умер 11 июля 1971 года) был писателем и редактором журнала Astounding Science Fiction (который мы уже не раз упоминали в прошлых материалах и который стал отправной точкой для десятков именитых писателей) с конца 1937 года до своей смерти, и является одним из деятелей Золотого века фантастики.

Кэмпбелл писал как под своим именем, так и под псевдонимами Дон Стюарт, Карл Ван Кампен и Артур МакКанн. Одно из самых его известных произведений, повесть «Кто ты?» была трижды экранизирована - наиболее известной является версия Джона Карпентера «Нечто» с Куртом Расселом в главной роли. Заметил и опубликовал десятки, ставших впоследствии знаменитыми, авторов-фантастов и, фактически, придал научной фантастике ее тогдашнюю форму.

Биография

Американский писатель, редактор одного из самых авторитетных научно-фантастических журналов - Astounding Science Fiction.

Детство и юность

Джон Кэмпбелл родился в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 1910 году. Его отец был инженером-электриком. У его матери, Дороти (урожденной Стреерн), была сестра-близнец, которая часто гостила у них в доме и не любила Джона. Как Кэмпбелл потом вспоминал, в раннем детстве он не мог их различить и часто был обескуражен агрессией от женщины, которую он считал своей матерью.

Образование

В 1928 году он поступает в Массачусетский технологический институт - главное техническое учебное заведение в США.

Там он подружился с молодым математиком Норбертом Винером (который придумал термин «кибернетика»).

Однако спустя два года был исключен из института за неуспеваемость по немецком языку. Пришлось доучиваться в Университете Дьюка, откуда он выпустился в 1932 году и получил диплом бакалавра в области ядерной физики.

Творческая деятельность и путь к известности

Кэмпбелл начал писать научную фантастику в 18 лет, едва поступив в университет. Первые шесть рассказов он продал в журнал Amazing Stories, вместе с романом «Острова в космосе». В 1934 году он впервые берет себе псевдоним Дон Стюарт, под которым начинает писать истории немного другого толка, нежели под своим «родным» именем - как Кэмпбелл он писал достаточно стандартные приключенческие истории; как Стюарт, Ван Кампен и МакКанн он больше внимания уделял социальным вопросам и влиянию технологий на будущее человечества.

В 30-е годы Кэмпбелл был плодовитым и успешным писателем под всеми своими псевдонимами. В этот период можно отметить три значимых произведения: рассказы «Сумерки» (ноябрь 1934 года) и «Ночь» (октябрь 1935 года) и повесть «Кто ты?» (август 1938 г). Последняя примечательна тем, что стала последней крупной работой Кэмпбелла, поскольку была выпущена в эпоху его редакторской деятельности, которая почти полностью вытеснила писательскую.

В сентябре 1937 года Ф. Орлин Тримейн (F. Orlin Tremaine) приглашает его на должность помощника редактора журнала научной фантастики Astounding Stories, а уже в мае 1938 года он становится полноценным самостоятельным редактором и меняет название журнала на Astounding Science Fiction. Сменой названия Кэмпбелл четко дал понять выбранный курс журнала и какие произведения какого жанра он хочет в нем видеть.

Под руководством Кэмпбелла это издание превратилось в настоящий «инкубатор талантов», в котором родились такие популярные американские авторы, как Клиффорд Саймак, Л. Спрэг де Камп, Лестер дель Рей, Айзек Азимов (Isaac Asimov), Роберт Хайнлайн, Теодор Старджон, Альфред Ван Вогт, Л. Рон Хаббард, Джек Уильямсон, а позднее – Фриц Лейбер, Генри Каттнер, Кэтрин Мур, Уильям Тенн , Пол Андерсон.

Личная жизнь

Кэмпбелл женился на Доне Стюарт в 1931 году. Пара развелась в 1949 году, и Джон женился на Маргарет (Пег) Винтер в 1950 году, с которой был в браке до самой смерти.

Последние годы жизни и смерть

В 1939 году Кэмпбелл основал еще один фантастический журнал Unknown, но спустя четыре года он закрылся. Этот журнал был посвящен фэнтезийным историям и внес заметный вклад в становление данного жанра. Кэмпбелл оставался редактором Astounding Science Fiction до самой своей смерти. В период с 11 декабря 1957 года по 13 июня 1958 года он вел еженедельную научно-фантастическую радиопередачу под названием «Изучение завтра».

Джон скончался 11 июля 1971 года от сердечной недостаточности.

Фотографии писателя

Титулы, награды и премии

Лауреат

1939

Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Редактор малой формы

1941

Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Редактор малой формы

1946

Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Профессиональный редактор (Astounding Science Fiction)

Показать остальные 6 ↓

Номинации

1943

Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Редактор малой формы

О чём писал, особенности

В «Энциклопедии научной фантастики» написано:

Больше, чем любой другой человек, он помог сформировать современную научную фантастику.

Кэмпбелл часто предлагал сюжетные идеи писателям, в духе: «Придумай мне существо, которое так же развито, как человек, или даже более развито, но при этом мыслит не как человек», и иногда он просил от авторов писать рассказы, отталкиваясь от уже утвержденной обложки для следующего выпуска журнала.

Кэмпбелл все-таки больше известен своей редакторской деятельностью, нежели писательской, поэтому большее внимание мы уделим ей.

Кэмпбелл оказал сильное влияние на Азимова и в итоге стал его другом. По словам Азимова, Кэмпбелл вытряхнул из журнала и публикуемых произведений всю «бульварность» и легкомысленность, и требовал от авторов понимания науки и понимания общества, что далеко не все молодые авторы могли сделать.

Кэмпбелл не шел на компромиссы - те, то кто не отвечал этим требованиям, просто не публиковались у него; но те, кто смог его заинтересовать, в будущем стали мэтрами и отцами-основателями целого жанра в литературе. Азимов остроумно сравнил эти перемены с «битвами Голливуда за десятилетие до этого, когда кино со звуком агрессивно вытесняло кино немое».

Одним из примеров умозрительной, но правдоподобной научной фантастики, которую Кэмпбелл потребовал от своих писателей, является повесть «Линии смерти», Клива Картмилла, которая была опубликована в 1944 году, за год до испытания атомной бомбы. Картмилл и Кэмпбелл работали вместе над историей, извлекая всю научную информацию из статей, опубликованных в технических журналах до войны, и, фактически, описали в повести весь процесс создания атомной бомбы.

Дошло до того, что редакцию навестили агенты ФБР с требованием убрать из печати этот рассказ.

Однако Кэмпбелл мастерски вышел из сложной ситуации, сказав, что убрав рассказ из печати, ФБР тем самым докажет его правдоподобность и существование у правительства США подобного проекта, чем принесет больше вреда, чем пользы. В итоге рассказ был опубликован.

Лучшие книги и рассказы

Несмотря на сравнительно малое количество произведений, Кэмпбелл оставил после себя несколько значимых работ. Это упомянутые выше рассказы «Сумерки» (ноябрь 1934 года) и «Ночь» (октябрь 1935 года) и повесть «Кто ты?» (август 1938 г).

Библиография

Всего из-под пера Кэмбпелла вышло шесть романов, четырнадцать повестей и около двух десятков рассказов. Большинство было написано до 1937 года, то есть до начала редакторской деятельности Кэмпбелла.

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Романы
5 произведений
1931
Islands of Space
Islands of Space
1932
Invaders from the Infinite
Invaders from the Infinite
1935
The Mightiest Machine
The Mightiest Machine
1951
Лунный ад
The Moon Is Hell!
1953
Путь чёрной звезды
The Black Star Passes‎
Повести
14 произведений
1930
The Black Star Passes
The Black Star Passes
1933
Beyond the End of Space
Beyond the End of Space
1935
Conquest of the Planets
Conquest of the Planets
1936
Uncertainty
Uncertainty, Другие названия: The Ultimate Weapon
1938
Кто ты?
Who Goes There?, Другие названия: Кто идёт?, Нечто / The Thing
1939
The Elder Gods
The Elder Gods
1939
Плащ Эсира
Cloak of Aesir, Другие названия: под псевдонимом Дон А. Стюарт
1949
The Incredible Planet
The Incredible Planet
1949
The Infinite Atom
The Infinite Atom
1949
The Interstellar Search
The Interstellar Search
1952
The Thing From Another World
The Thing From Another World
1976
All
All
1976
Marooned
Marooned
1976
The Space Beyond
The Space Beyond
Рассказы
32 произведения
1930
Металлическая орда
The Metal Horde
1930
Piracy Preferred
Piracy Preferred
1930
Solarite
Solarite
1930
The Voice of the Void
The Voice of the Void
1930
Когда проиграл даже атом
When the Atoms Failed
1932
Space Rays
Space Rays
1932
The Derelicts of Ganymede
The Derelicts of Ganymede
1932
The Electronic Siege
The Electronic Siege
1932
Венец эволюции
The Last Evolution, Другие названия: Последняя эволюция, Последняя ступень эволюции
1933
Chapter 6: Interference on Luna
Chapter 6: Interference on Luna
1933
The Battery of Hate
The Battery of Hate
Показать остальные 22 ↓
Статьи
501 произведение
1930
Some Remarks on the 'Skylark Three' and About Errors: A Compliment to Dr. Smith's Stories
Some Remarks on the 'Skylark Three' and About Errors: A Compliment to Dr. Smith's Stories
1934
Otto von Guericke: Phlogiston
Otto von Guericke: Phlogiston
1936
Mercury
Mercury
1936
Red Death
Red Death
1936
The Double World
The Double World
1936
The Single Clue
The Single Clue
1936
The Veiled Planet
The Veiled Planet
1936
Two Scales
Two Scales
1936
Accuracy
Accuracy
1936
Accuracy
Accuracy
1937
Cosmic Discovery
Cosmic Discovery
Показать остальные 491 ↓

Экранизации

Повесть Кэмпбелла «Кто ты?» была экранизирована трижды:

  • Фильм «Нечто из другого мира» был выпущен в 1951 году и стал кассовым хитом того года, суммарно заработав в прокате около 2 миллионов долларов США и обойдя все фантастические ленты, выпущенные в том году. Кинокритики приняли его тепло, однако коллеги-фантасты встретили его не так однозначно. Так, спустя 20 лет после релиза фильма, Лестер дель Рей писал, что это «всего лишь очередной фильм про монстров, который совершенно растерял силу и напряжение оригинальной повести».
  • Версия Джона Карпентера 1982 года под названием «Нечто» является наиболее известной экранизацией знаменитой повести. Несмотря на низкие сборы (19,6 миллиона долларов при бюджете в 15) и разгромные рецензии критиков (в укор фильму ставили жестокость и темные тона; в том же году вышел «Инопланетянин» Спилберга, предлагающий более оптимистичный взгляд на инопланетян), фильм быстро стал культовым и получил статус одного из лучших фильмов ужасов всех времен.
  • Приквел к фильму 1982 года с одноименным названием вышел в 2011 году. Как и предшественник, фильм показал слабые кассовые сборы (31,5 миллиона долларов при бюджете в 38 миллионов) и негативные рецензии критиков. В пример новой версии ставили уже оригинальную версию Карпентера, которую в свое время критиковали за то же самое.
  • Также есть фильм «Поезд страха», снятый в 1972 году, который является исключительно вольной интерпретацией фильма «Нечто из другого мира». Примечателен, пожалуй, только тем, что в нем снялся Кристофер Ли.

Обложка к фильму Нечто
Нечто
The Thing
Год
2011
Страна
США, Канада
Режиссёр
Маттис ван Хейниген мл.
КиноПоиск
6.414 38 807
IMDb
6.20 105 180

Научная экспедиция обнаруживает в Антарктике потерпевший крушение инопланетный космический корабль. Группа отчаянных учёных проникает в его недра и неожиданно для самих себя открывает ящик Пандоры. Среди непроходимых снегов и ледяных гор, выпущенное на свободу Нечто устраивает на исследовательской станции жуткую бойню.

Обложка к фильму Нечто
Нечто
The Thing
Год
1982
Страна
США
Режиссёр
Джон Карпентер
КиноПоиск
7.888 58 260
IMDb
8.10 305 327

Команде ученых американской исследовательской базы в Антарктике предстоит столкнуться с необъяснимым, чудовищным кошмаром. Отрезанные от всего света полярники вступают в неравную схватку с инопланетной тварью, пробудившейся после тысячелетней спячки во льдах.

Обложка к фильму Поезд ужасов
Поезд ужасов
Horror Express
Год
1972
Страна
Великобритания, Испания
Режиссёр
Эухенио Мартин
КиноПоиск
7.183 1452
IMDb
6.50 7100

1906 год. Геологическая экспедиция находит в глухом районе Китая захоронение. Останки грузятся в Пекине на транссибирский экспресс. Уже при погрузке русский священник утверждает, что там нечистая сила.

Обложка к фильму Нечто
Нечто
The Thing from Another World
Год
1951
Страна
США
Режиссёр
Кристиан Найби, Ховард Хоукс
КиноПоиск
6.656 1738
IMDb
7.20 21 302

В глубине арктических льдов сотрудники военной исследовательской станции находят летающую тарелку, которая вмерзла в лед. Единственное существо, которое было там обнаружено, они неосмотрительно забирают с собой в лагерь. Будучи похожим на человека, оно неуязвимо для всех видов земного оружия и обладает немыслимой силой. Инопланетянин крайне смертоносен, легко ориентируется в лабиринтах коридоров станции, выбирая наилучшие маршруты, при этом нападает только на одиноких людей.

Сбывшиеся и несбывшиеся предсказания

В 1932 году он первым в фантастике выдвинул идею о суперкомпьютере, в 1934 году в одном из своих романов впервые упомянул о «гиперпространстве», в другом – о синтетической пище, а в 1945-м году в своей редакторской колонке впервые упомянул слово «ЕТ» (сокр. от extraterrestrial – внеземной).

Вклад в развитие научной фантастики

Вклад Кэмпбелла трудно переоценить. Без тени сомнения его можно назвать самым важным человеком в научной фантастике в течение нескольких десятилетий. Просто взглянув на список авторов, которым он дал дорогу, все вопросы пропадут сами собой.

Вскоре после его смерти в Университете Канзаса была учреждена ежегодная премия Джона В. Кэмпбелла в номинации «Лучшая научная фантастика».

Всемирное общество научной фантастики учредило ежегодную премию Джона В. Кэмпбелла в номинации «Лучший новый писатель». В течение жизни он получил премию Хьюго за редакторскую деятельность семь раз.

Альгис Будрис писал:

Джон Кэмпбелл был величайшим редактором, которого научная фантастика видела или могла увидеть, и, на самом деле, является одним из главных редакторов во всей англоязычной литературе в середине двадцатого века, глядя на наследие, которое он оставил.

Пол Андерсон писал, что Кэмпбелл «спас и восстановил научную фантастику», которая стала «настоящим дешевым чтивом. Своей редакционной политикой и поддержкой, которую он дал своим писателям (всегда за кулисами), он заново закрепил как литературный, так и интеллектуальный стандарт. Какой бы прогресс ни был сделан в дальнейшем, всем этим мы обязаны тому возрождению».

Тем не менее, Кэмпбелл подвергался и ожесточенной критике, в основном из-за своей непримиримой редакторской политики, которую многие считали сумасбродством и тиранией. Почти все авторы, которые начинали с ним работать, в конце концов, ушли от него - так ушел Азимов (который, тем не менее, всегда с уважением отзывался о Кэмпбелле и тепло вспоминал их дружбу), ушел Хайнлайн; Теодор Старджон опубликовал только один рассказ в журнале Кэмпбелла и сразу же покинул его из-за разногласий с редактором.

Также Кэмпбелла критиковали за его правые взгляды (под конец жизни он открыто выступал за сегрегацию и писал статьи о том, что «негроидная раса так и не породила ни одного гения»), некоторые писатели обвиняли его в приверженности авторитаризму и даже скрытому фашизму (об этом писал британский писатель Майкл Муркок); и даже Азимов говорил, что «под конец жизни Кэмпбелл стал лишь бледной копией самого себя».

Но, несмотря ни на что, отрицать факт того, что именно Кэмпбелл придал научной фантастике того времени ту форму, которую мы все знаем, бессмысленно. Именно этим он и запомнится будущим поколениям.

Цитаты и высказывания

Белый для китайцев, например, — цвет скорби, тогда как в нашем восприятии это цвет радости и чистоты. Если даже у обитателей одной планеты есть разные традиции и понятия, что же говорить о столь далекой от нас расе?

Цитата из книги «Нечто»

Спящие города имеют в себе нечто призрачное, потустороннее, даже если их улицы освещены, в них есть что-то безумное, они похожи на мертвое тело, не получившее души и теперь ждущее чего-то ужасного, демонического, что войдет и даст видимость жизни.

Цитата из книги «Оружие-мутант»

Нет, Райс — изобретатель от Бога! Если необходимость — это мать изобретений, то у него она сродни матке термитов, откладывающей каждую секунду по яйцу.

Цитата из книги «Лунный ад»

Сегодня Риду двадцать восемь лет. Я выдал кварту шотландского виски, и его заморозили в виде торта с надписями из имбирного пива. Рид настоял, чтобы разрезать его ртутным ножом. В результате этот «торт» так и не был съеден, а Рид, орудуя ножом, чуть не отморозил себе пальцы.

Цитата из книги «Лунный ад»

Жизнь зародилась, достигла уровня Разума, создала Машину, которую Природа, неспособная контролировать случайность, сотворить не в состоянии. К настоящему времени Жизнь выполнила свою функцию, и экономная по своей сути Природа устранила паразитов, которые сдерживали бы дальнейшую эволюцию Машин, используя их энергию в своих интересах. Так что с Человеком как с таковым покончено. И это совсем неплохо, Трест, — закончил Роал, по-прежнему задумчиво устремив взгляд куда-то в неведомое далеко. — Думаю, что и нам с тобой было бы лучше последовать за остальными. Но тут телепатически заговорила Ф-2: «О последние люди на Земле! Мы, ваши наследники, сделали все, чтобы безоговорочно вам помочь. Мы отважно сражались ради спасения вашей расы. Но, как вы справедливо заметили, нам этого сделать не удалось. Человек и Жизнь проиграли. Они окончательно выпали из этой Системы.

Цитата из книги «Венец творения»




Викиум

Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: