«Не твоего ума дело» или как британский фантаст Эрик Фрэнк Рассел стал популярен только в Америке

Имя на английском Eric Frank Russell
Псевдонимы: Duncan H. Munro
Дата рождения: 6 января 1905
Место рождения: Сандхерст, Беркшир, Англия
Дата смерти: 28 февраля 1978
Место смерти: Ливерпуль, Англия
Гражданство: Великобритания
Род деятельности: прозаик
Годы творчества: 1937 - 1973
Направление: научная фантастика, твердая научная фантастика
Жанр: роман, повесть, рассказ
Язык произведений: английский

Британский писатель-фантаст, получивший наибольшую известность в Америке, которого сами американцы считали своим земляком. В своем творчестве Рассел отличался от своих коллег, проживающих с ним на одном острове, переняв более «американскую» форму повествования, где во главе угла стоит индивид, бросающий вызов целой планете или расе.



Коротко о писателе

Эрик Франк Рассел родился 6 января 1905 года, умер 28 февраля 1978 года. Британский писатель-фантаст, который был более известен в США, нежели чем на родине (большинство его работ сначала были изданы именно в Америке). Очень много произведений было опубликовано в уже хорошо известных нам журналах Astounding Science Fiction и Weird Tales (в последний он присылал рассказы в жанре ужасов и мистики).

Интересные факты

Есть предположение, что Рассел ввел в английский язык аббревиатуру выражения Mind your own business (в русском языке аналогом может быть «не твоего ума дело») - MYOB. Данная аббревиатура является общеупотребительной в английском языке, особенно в интернет сленге. Впервые она появляется в повести «И не осталось никого...», опубликованной в 1951 году.

Биография

Писатель-фантаст из Англии, получивший известность в Америке своими ранними работами, опубликованными до 60-х годов.

Детство и юность

Рассел родился в 1905 году неподалеку от городка Сандхерст в графстве Беркшир. Его отец был инструктором Королевского военного колледжа. В юности Фрэнк увлекся научной фантастикой, что и предопределило его дальнейшую карьеру.

Образование

В колледже Рассел изучал химию, физику, кристаллографию, выучившись, в итоге, на инженера. Впоследствии он работал оператором на телефонной станции, клерком в правительственном учреждении, техническим представителем Ливерпульской сталелитейной компании.

Творческая деятельность и путь к известности

Писателем Рассел стал абсолютно случайно. В 1934 году, проживая в Ливерпуле, он увидел в журнале Amazing Stories письмо от некоего Лесли Джонсона, который жил неподалеку. Молодые люди встретились, подружились и Джонсон подбил Рассела попробовать себя в писательстве. В соавторстве они написали повесть «Искатель будущего», которую опубликовал журнал Astounding Stories в 1937 году.

Затем, спустя два года, Рассел публикует свой первый роман - «Зловещий барьер». В нем Рассел создает мир, где людьми управляют невидимые организмы-паразиты, которые очень чутко следят за тем, чтобы их существование не было раскрыто.

В период Второй мировой войны существуют два разных и взаимоисключающих сообщения о военной службе Рассела. По официальной версии он служил в Королевских Военно-Воздушных силах и нес службу в Европе в качестве командира мобильного подразделения радистов. Однако в предисловии к изданию книги «Оса» 1986 года Джек Чалкер пишет, что к моменту начала войны Рассел был уже стар для активной военной службы и нес службу в Военной разведке в Лондоне. Биограф Рассела Джон Ингэм утверждает, что «в документах Королевских ВВС нет ни одного упоминания о том, что он был кем-то большим, чем механик или оператор связи».

Его второй роман «Алтарь страха» издавался в журнале Astounding Stories в 1948 году. Он примечателен тем, что в нем Рассел одним из первых поднимает тему глобальных заговоров и тайных сообществ, из-за кулис управляющих миром.

В конце 1940-х гг. Рассел всерьез берется за писательскую деятельность. Он принимает активное участие в жизни британского сообщества научных фантастов. Свое первую премию Хьюго он получает в 1955 году за юмористический рассказ «Абракадабра».

Личная жизнь

Рассел женился на медсестре Эллен Вэн в 1930 году, а в 1934 году у него родилась дочь Эрика.

Последние годы жизни и смерть

Рассел пишет все реже, ограничиваясь одной работой в год. Под конец жизни он прекращает карьеру, опубликовав в 1973 году рассказ Eternal Rediffusion (не издавался в России).

Писатель скончался 28 февраля 1978 года.

Титулы, награды и премии

Лауреат

1955

Хьюго / Hugo Award, 1955 // Рассказ
→ Абракадабра / Allamagoosa (1955)

1985

Прометей / Prometheus Awards, 1985 // Зал славы
→ Великий взрыв / The Great Explosion (1962)

2000

Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2000 // (посмертно)

Номинации

1951

Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Короткая повесть
→ Милый дьявол / Dear Devil (1950)

1956

Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман
→ Считайте его мёртвым / Three to Conquer (1955)

1972

Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Малая форма. 7-е место (Великобритания; повесть)
→ И послышался голос... / Somewhere a Voice (1953)

Показать остальные 5 ↓

О чём писал, особенности

Учитывая то, что далеко не все романы писателя искрометно веселые (одни только названия чего стоят), самой популярной оказалась деятельность Рассела в области юмористических НФ рассказов. Мнение о классике американской фантастики культового писателя современности Джорджа P.P.Мартина:

Эрик Фрэнк Рассел первый в списке моих любимых писателей — его произведения самые смешные из всех, когда-либо мной прочитанных.

У Рассела был простой, разговорный стиль письма, на который частично повлияли американские детективы с лихо закрученным сюжетом и большим количеством действий. Это привело к тому, что Рассел не только был более известен среди американских читателей, но и читатели сами считали его американцем - настолько сильный был контраст между ним и другими британскими фантастами того времени.

На творчество Рассела очень сильно повлиял американский писатель Чарльз Форт, который был основоположником концепции уфологизма. После его смерти возникло целое сообщество Фортеан (в него вступил и Рассел), транслирующее его идеи и взгляды. Форт уделял большое внимание различным аномалиям и необъяснимым происшествиям - и в творчестве Рассела очень много подобного. Его герои сталкиваются с чем-то необъяснимым (зачастую инопланетным) и почти всегда в одиночестве.

Несмотря на то, что далеко не все произведения Рассела можно отнести к юмористическим, некоторые авторы и критики отмечали его склонность к сатирическому высмеиванию бюрократии и государственных авторитетов (еще одна типично американская черта).

Лучшие книги

Самые лучшие романы Рассела - это «Алтарь страха» и «Зловещий барьер». Из более поздних работ можно отметить «Осу» и «Великий взрыв».

Библиография

Всего из-под пера Рассела вышло 9 романов, 13 повестей и около полусотни рассказов, не считая его эссе и публикаций.

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Романы
9 произведений
1939
Зловещий барьер
Sinister Barrier, Другие названия: "Миг возмездия", "Расплата"
1948
Алтарь страха
Dreadful Sanctuary, Другие названия: Безумный мир
1951
Часовые Вселенной
Sentinels From Space, Другие названия: "Часовые Космоса" / "The Star Watchers"
1955
Считайте его мёртвым
Three to Conquer, Другие названия: Call Him Dead
1957
Оса
Wasp, Другие названия: Диверсант
1958
Невидимый спаситель
The Space Willies, Другие названия: "Ближайший родственник", "Невидимый партнёр", "Невидимка" / "Next of Kin "
1962
Великий взрыв
The Great Explosion
1964
Против странного устройства
With a Strange Device, Другие названия: "Взломщики мозгов", "Неизвестное устройство", "Похитители разума", "Война с невидимым врагом" / "The Mindwarpers"
1995
Design for Great-Day
Design for Great-Day
Повести
13 произведений
1937
Искатель будущего
Seeker of To-morrow
1942
Машинерия
Mechanistria, Другие названия: Путешествие на Механистрию
1946
Метаморф
Metamorphosite
1947
Коллекционер
Hobbyist
1950
Милый дьяво
Dear Devil, Другие названия: Дорогое чудовище
1951
И не осталось никого…
…And Then There Were None, Другие названия: "Загадка планеты Гандов", "Тайное измерение", "Упрямая планета"
1952
Последний взрыв
Last Blast
1953
Design for Great-Day
Design for Great-Day, Другие названия: The Ultimate Invader
1953
И послышался голос...
Somewhere a Voice, Другие названия: "Армагеддон", "Сквозь дремучий ад", "И услышали остальное"
1953
Непревзойденные миротворцы
Sustained Pressure, Другие названия: The Army Comes to Venus
1956
Будничная работа
Legwork, Другие названия: Кружным путем
1956
Плюс неизвестное
Plus X
1957
Цепная реакция
Nuisance Value
Рассказы
94 произведения
1937
The Saga of Pelican West
The Saga of Pelican West
1937
Mana
Mana
1937
The Great Radio Peril
The Great Radio Peril
1937
The Prr-r-eet
The Prr-r-eet
1938
Shadow Man
Shadow Man, Другие названия: Invisible
1938
Импульс
Impulse, Другие названия: "Импульсивность" / "A Matter of Instinct", "The Man from the Morgue"
1939
Mightier Yet
Mightier Yet
1939
Vampire from the Void
Vampire from the Void, Другие названия: The Atompacker
1940
Мы с моей тенью
Me and My Shadow, Другие названия: Голос тени, Голос тьмы
1940
Я — шпион!
I, Spy!, Другие названия: Venturer of the Martian Mimics, Spiro
1941
Эл Стоу
Jay Score, Другие названия: Пролог
Показать остальные 84 ↓
Статьи
19 произведений
1937
Rationalism and Youth
Rationalism and Youth
1938
The World's Eighth Wonder
The World's Eighth Wonder
1939
Fort—The Colossus
Fort—The Colossus
1948
That Stalketh By Night
That Stalketh By Night
1953
When the Sun Goes Down: A Fantasy of “The Dark Ones”
When the Sun Goes Down: A Fantasy of “The Dark Ones”
1955
Asstronomy
Asstronomy
1957
Морские чудовища
Sea Monsters
1957
Огненный обряд
Ordeal by Fire
1957
And Still It Moves
And Still It Moves
1957
Gadgets in the Sky
Gadgets in the Sky
1957
Satan's Footprints
Satan's Footprints
Показать остальные 9 ↓

Экранизации

В 1970 году Рассел подписал контракт на сумму 4689 фунтов стерлингов с компанией Apple Corps, принадлежащей группе Beatles, за право на экранизацию его романа «Оса». Со стороны студии контракт подписывал сам Ринго Старр. Проект так и не был завершен, но эта сделка остается самой прибыльной из всех, что когда-либо заключал Фрэнк.

Цитаты и высказывания

Месяцами мы с триумфом отступаем перед деморализованным противником, наступающим в полном беспорядке.

Цитата из книги «Оса»

Бог его знает, какой зверь мог подобраться к нему посреди ночи; но у Лиминга уже не было сил над этим думать. Что бы ни случилось, человеку непременно нужно поспать — даже если он рискует проснуться в чьем-нибудь желудке.

Цитата из книги «Ближайший родственник»

Лиминг придерживался мнения, что войны не кончаются победой умников, они завершаются поражением той стороны, где остолопов больше. А кроме того, войны продолжаются довольно долго, так как кретинизм обеих противоборствующих сторон примерно одинаков.

Цитата из книги «Невидимый партнер»

– До тех пор, пока люди думают половыми железами, желудками, бумажниками – всем, кроме мозгов, провести их – проще простого, – зло бросил Юргенс. – Они попадаются на каждый ловкий, настойчивый, возбуждающий пропагандистский трюк и всякий раз оказываются в дураках.

Цитата из книги «Зловещий барьер»

После вековых поисков были открыты лишь три планеты с гуманоидным населением, и эта планета — одна их трех; а когда насмотришься на чудовищ, то при виде знакомых человеческих очертаний на душе теплеет. Появляется уверенность в себе. Встретить гуманоидов в дальнем космосе — всё равно что попасть в колонию соотечественников за границей.

Цитата из книги «Пробный камень»




Викиум

Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: