Элайдж Бейли – герой романов Айзека Азимова


23 Мая 2019, 16:14

Элайдж (Илайдж, Лайдж) Бейли – герой романов Айзека Азимова «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце», «Роботы зари». Упоминается в романах «Роботы и империя», «Прелюдия к Основанию», «Основание и Земля».

Осторожно СПОЙЛЕРЫ!

Если вы ещё не читали серию романов об Элайдже Бейли и роботе Дениеле Оливо, предупреждаем, что в статье могут встречаться сильные спойлеры. Самые серьёзные спойлеры мы спрятали, например, вот так. Выделяйте текст, чтобы прочитать.

Полицейский Нью-Йорка – огромного Города будущего, раскинувшегося под землёй на территории 2 тысяч кв. миль и насчитывающего 20 миллионов жителей (такие Города Азимов называет «стальными пещерами»). Азимов прямо не указывает время существования таких Городов, но по некоторым оговоркам в начале «Стальных пещер» можно предположить, что это конец 5 тысячелетия н.э. (в романе говорится, что супергород Нью-Йорк существует уже 300 лет, но до него на этом месте существовало «примитивное поселение» под тем же названием и его возраст насчитывал 3 тысячи лет. Поскольку реальный Нью-Йорк был основан в 1626 году, то действие «Стальных пещер» происходит в 4926 году н.э.).

Бейли в ходе расследования нескольких преступлений на Земле, Авроре и Солярии становится партнёром и другом человекоподобного робота Р. Дэниэла Оливо и подталкивает его к формулированию Нулевого Закона робототехники о первенстве интересов человечества перед интересами отдельных людей, а также помогает ему «очеловечиться».

После общения с космонитами, жителями Внешних миров, живущими на Земле в Космотауне, Бейли превращается в одного из главных пропагандистов переселения землян на другие планеты. Он организует тренировочные лагеря, в которых земляне, живущие под землей, привыкают к условиям жизни под открытом небом («во Вне»). С одной из первых экспедиций, руководимой его сыном Бентли Бейли, он переселяется на другую планету.


В истории будущего Азимова Элайджу Бейли отводится роль спасителя человечества от деградации и гибели в «стальных пещерах» Земли. В его честь называется одна из влиятельных переселенческих планет – Бейлимир, на которой он прожил остаток лет и умер.

Элайдж Бейли родился приблизительно в 4884 году н.э. (действие романа происходит около 4926 года н.э., в это время Элайджу Бейли 42 года). Его отец принадлежал к высшему обществу города Нью-Йорка, он был физиком-ядерщиком и руководил одной из силовых станций (атомных электростанций, снабжающих энергией районы Города). Когда Элайджу шёл второй год, на станции произошла авария, в которой обвинили его отца. Его деклассифицировали, то есть лишили всех привилегий и отправили заниматься примитивным физическим трудом на дрожжевых фабриках на нижних уровнях Города. За свою работу деклассифицированные получали лишь еду из дрожжей и жили в бараках. Мать Элайджа вскоре умерла. Отец начал пить, быстро деградировал и тоже умер, когда Элайджу исполнилось 8 лет. После этого Элайдж и две его старшие сёстры воспитывались в детском доме одного из секторов Города. В детстве Элайдж навещал брата ее матери – дядю Бориса, рабочего дрожжевой фабрики, который по бедности не мог взять на себя воспитание детей. Дядя Борис погиб вследствие несчастного случая на производстве.

3D модель Элайджа Бейли

Элайдж учился в общеобразовательной школе. В возрасте 13 лет (за 25 лет до событий «Стальных пещер») участвовал в «Барьерных бунтах» - стихийных выступлениях жителей Нью-Йорка против космонитов, основавших Космотаун и заставлявших землян перед посещением Космотауна проходить медосмотр и дезинфекцию. Бунты получили своё название из-за силового барьера, который жители Космотауна возвели между собой и землянами.

В подростковом возрасте Бейли был также чемпионом в игре «догонялки по полосам», суть которой в том, что ведущий должен попасть из пункта А в пункты Б по линиям скоростных коммуникаций Города (движущимся «дорожкам»), уйдя от преследователей.

После окончания школы Элайдж учился в Городском административном колледже, где его другом, учившимся на два класса старше, был Джулиус Эндерби, будущий босс Элайджа. После окончания колледжа и прохождения анализа, который показал его пригодность для службы в полиции, он устроился в полицейский департамент. Тогда же Элайдж на рождественской вечеринке познакомился с Джезабел (Джесси) Наводны. Причиной их знакомства стало то, что оба они носили библейские имена (Элайдж – Илия, Джезабел - Иезевиль) и их библейские тёзки были врагами, что стало предметом для шуток. Вскоре он сделал ей предложение и она стала его женой. Через год у них родился сын Бентли (Бэн).

К началу действия в «Стальных пещерах» Элайджу 42 года. Он полицейский класса С5, что говорит о его не очень высоких способностях к карьерному росту. У Элайджа стареющая жена и сын, которому 16 лет и который учится в школе. Внешность Элайджа вовсе не героическая: он высокий, физический развитый, но не красивый. У него вытянутое, вечно унылое лицо, длинный подбородок, тонкие губы и печальные темно-карие глаза. Он брюнет. Курит трубку (до этого жевал жвачку, но бросил). Любимой его присказкой является слово: «Иосафат!» (Иосафат – тоже библейский персонаж, царь Иудеи, бывший, подобно Илие, непримиримым борцом с язычеством, буквально Иософат переводится с иврита – «Господь судия»).


Бейли умён, признанный профессионал, способен мыслить нестандартно, обладает развитым чувством долга, не лишён здравого смысла, наделён твёрдой волей и сложным жёстким характером. Не способен к конформизму, что помешало ему сделать карьеру. Считает, что восстановить справедливость важнее, чем следовать букве закона. Может пожалеть преступника, если не видит в его действиях злого умысла и считает, что он не представляет опасности для общества (так, он пожалел невольных преступников Джулиуса Эндерби и Глэдию Дельмар).

Как все земляне своей эпохи болен агарофобией (боязнью открытых пространств), но способен преодолеть страх, если этого требует дело. Очень боится повторить судьбу отца и быть дисклассифицированным, но готов пожертвовать личными интересами для дела. Склонен верить близким и друзьям (так, он не подозревал в жене и друге Джулиусе подпольщиков-медиевистов). Увлекается историей, особенно, изучением нравов людей в разные эпохи. Хорошо знает Библию, но не является верующим. По мировоззрению – скептик, но не лишённый веры в высокие идеалы.

Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо. Предположительно Солярия.

Жизнь Элайджа меняется после того, как его босс Джулиус Эндерби предлагает ему заняться расследованием убийства космонита Роджа Номенна Сартона в Космотауне. Преступление очень серьёзное и способное вызвать межпланетный скандал, так что за его раскрытие Бейли обещано повышение до класса С7. Эндерби, который был сам невольным преступником (он хотел убить не человека, а похожего на него робота Дэниэла) надеется, что Бейли не справится с заданием, а если и слишком много узнаёт, его всегда можно шантажировать участием его жены в подпольной организации медиевистов (сторонников возвращения к более примитивным формам общежития), о чём Бейли не подозревал. Космониты, которые также одобрили кандидатуру Бейли на роль сыщика, тоже имеют свою тайную цель. Космонит Хэн Фастольф – лидер партии, которая выступает за сотрудничество Земли и Внешних миров в деле дальнейшего освоения космоса, надеется при помощи Бейли решить проблему: как заставить землян начать колонизировать ещё не освоенные планеты и создать культуру, в которой значимую роль играли бы роботы («культуру Се/Fе»). Бейли находит настоящего убийцу и кроме того, приходит к выводу, что именно медиевисты по своему психотипу годны к колонизации других планет. Он заставляет Джулиуса Эндерби помогать ему в организации колонизации.

В ходе расследования Бейли становится своеобразным другом робота Дэниэла – своего партнёра, которого ему навязали космониты. Бейли видит в Дэниэле не столько машину, сколько разумное существо, близкое к человеку. Дэниэл также многому учится у Бейли.

В следующем романе цикла «Обнажённое солнце» действие происходит через несколько лет. Бейли, сыщику класса С7 поручают расследовать убийство на одной из космонитских планет – Солярии. Кандидатуру Бейли выбрали космониты (благодаря содействию Хэна Фастольфа), политическое руководство Земли обращает эту просьбу в приказ и даёт Бейли дополнительное задание – изучить жизнь одного из Внешних миров и выявить слабые стороны космонитов (поскольку Бейли – первый землянин, которого космониты допускают на свои планеты).

Космониты приставляют к Бейли робота Дэниэла, который помогает Бейли и которого на Солярии всё принимают за человека-космонита – гражданина планеты Аврора.

3D модель Дэниела Оливо

Солярия – предельно роботизированная планета, где люди, живущие в своих имениях, полных роботами, полностью перешли на видеосвязь за исключением тех случаев, когда физический контакт необходим (главным образом, для зачатия детей). На Солярии личный контакт считается постыдным, слова «дети» и «любовь» - бранные, муж и жена с трудом встречаются раз в несколько недель для продолжения рода на несколько минут, а дети воспитываются роботами и специальными фетоинженерами на государственных фермах, где они подвергаются селекции.

В силу отсутствия личных контактов, убийств на планете не бывает, и когда одно случилось, понадобилось вмешательство земного полицейского. Убит был фетолог (специалист по селекции и воспитанию детей) Рикэн Дельмар, образцовый солярианин, холодный и бесчувственный индивидуалист. Обвиняется в убийстве его жена Глэдия, художник-абстракционист, эмоциональная и ранимая женщина, которая обладала ненормальной для соляриан, повышенной склонностью к личным контактам.

Внимание, спойлер

Бейли выясняет, что действительно, Глэдия стала невольным убийцей, но убийство было организовано сумасшедшим и гениальным роботехником Джотаном Либичем, который проектировал роботов, лишённых первого закона, то есть могущих наносить вред людям. Либич же организовал и осуществил не вполне удачные покушения на политического руководителя Солярии Хэниса Грюера и самого Бейли. Из-за страха, что для его ареста понадобится контакт с человеком, Либич кончает с собой, признавшись в преступлениях. Бейли, который успел полюбить Глэдию (хотя и не отдавая себе в этом отчёта), скрыл её вину. Кроме того, он подыграл аврорианцам и Хэну Фастольфу, которые хотели унизить соляриан и показать свое превосходство в деле производства человекоподобных роботов. Наконец, побывав на Солярии, Бейли избавился от агарофобии и понял, что сила космонитов – просторные города, долгая жизнь, множество роботов есть и их слабость, всё это способствует тому, что космониты боятся рисковать своей жизнью и теряют способность к развитию.

Приключения Бейли продолжаются в третьем романе цикла «Роботы зари». Здесь Бейли уже руководит группой энтузиастов (в основном бывших медиевистов), которые готовят себя к переселению на другую планету (главным образом, борясь с агорофобией и приучая себя к физическому труду и жизни без благ цивилизации). Теперь Элайджу Бейли земное правительство поручает отправиться на планету Аврора, куда он приглашён космонитами, чтобы расследовать робоубийство – вывод из строя робота Джендера Пэнэла, который принадлежал переселившейся на Аврору Глэдии и которого она считала своим мужем. Робот был сконструирован Хэном Фастольфом и именно Фастольфа обвиняли в его порче. Враги Фастольфа – его дочь Василия Алиена и директор института робототехники Келдон Амадиро мечтали об использовании человекоподобных роботов для колонизации Галактики силами самих космонитов, без помощи землян, которых они считали представителями низшей расы. Они провозглашали, что порча робота была выгодна Фастольфу, поскольку срывала их планы. Бейли удалось доказать, что Фастольф невиновен и что косвенно вину за порчу робота несут враги Фастольфа – Василия и Амадиро, которые тайно тестируя Джендера, испортили его мозг. Бейли также догадался, что истинный организатор и исполнитель робийства – робот-телепат Жискар Ревентлов, который таким образом желал не дать Амадиро понять секрет технологии по созданию человекоподобных роботов. Кроме того, Жискар использовал свои способности, чтобы выманить на Аврору Бейли и внушить Хэну Фастольфу, что возможно при помощи математики описывать поведение людей и человеческих групп (через много тысячелетий соответствующую науку – психоисторию создаст Гарри Сэлдон). Жискар заблокировал сознание Бейли так, что тот никому не смог про него рассказать.

На Авроре Бейли и Глэдия вступили в любовную связь, но вскоре вынуждены были расстаться.


В романе «Роботы и империя» рассказывается о последней встрече Бейли и Глэдии и о смерти Бейли. Действие романа происходит через сто с лишним лет после смерти Бейли (хотя космониты – участники предыдущего романа все, кроме Фастольфа, ещё живы). Данные события вспоминают Глэдия и Дэниэл Оливо.

Арт к роману «Роботы и империя» из серии об Элайдже Бейли и Р. Дэниеле Оливо.

Последняя встреча влюбленных произошла на борту космического корабля на орбите Авроры. Бейли с группой пионеров-землян, возглавляемой его сыном, отправляется осваивать обнаруженную пригодную для жизни планету. Встретившись с Глэдией, он прощается с ней навсегда.

Через несколько десятилетий Глэдия с Дэниэлом прибывает на орбиту планеты Бейлимир, так как постаревший и умирающий Бейли пожелал встретиться с Дэниэлом. Глэдии он спускаться на поверхность запретил, так как хотел, чтоб она запомнила его не старым и здоровым. Бейли перед смертью попросил Дэниэла заботится о человечестве.

В эпоху Галактической империи и Основания Бейли превращается в фольклорный персонаж. В «Прелюдии к Основанию» упоминается сказительница – матушка Рита, которая рассказывает сказки про Бей-ли и Дэ-ни. В «Основании и Земле» историк Джен Пелорат тоже упоминает о легендах про Бейли и выражает убеждение, что это – собирательный образ. Но 20-тысячелетний робот Дэниэл возражает и подтверждает, что Бейли был на самом деле, что без него Земля не начала бы колонизацию переселенческих миров (и не возникли бы ни Галактическая империя, ни Основание) и что в память о Бейли он помогал остаткам землян бороться с радиацией на их планете, а затем переселил их на другую планету.

Автор: Рустем Вахитов, г. Уфа

Текст был подготовлен для русской википедии, но отвергнут редакторами как "статья о несуществующем персонаже".



Понравилась статья? Покажи её друзьям: