Конец вечности — по книге Айзека Азимова

Год
1987
Страна
СССР
Режиссер
Андрей Ермаш

Двухсерийный фильм снят по мотивам одноименного романа Айзека Азимова "Конец вечности" 1955 г.

В 27 столетии была создана организация «Вечность», которая сначала занималась межвременной торговлей, а потом переросла в инструмент управления целыми эпохами, прошлое и будущее находится в ее власти. Но все меняется, когда с техником по имени Эндрю Харлан стали происходить довольно странные вещи.

Отличия от книги

  • Главное отличие — в финале. Если у Азимова он оптимистичен: когда Вечность уничтожена, то люди времени могут сами выбирать свою судьбу, в том числе Эндрю и Нойс, судьбы которых в 20 веке соединяются, то в фильме Эндрю после уничтожения капсулы времени бросает Нойс упрёк, что его использовали лишь с корыстными целями. Несмотря на заверения Нойс в любви, Харлан уходит от неё прочь. В финальных кадрах Харлан видит Твиссела и Финжи, выходящих из шикарного автомобиля и направляющихся в здание Landesbank.
  • «Скрытые столетия» в романе простираются от 70 000 до 150 000 столетия. В фильме — начиная от 1000 и далее.
  • Из фильма убран болеизлучатель — оружие, которым в романе Эндрю Харлан угрожает Вычислителю Финжи и которым в итоге делает короткое замыкание в пульте управления в момент старта Купера в Первобытную Эпоху. Болеизлучатель заменен на аннигилятор (в романе с его помощью Финжи препятствует первой попытке Харлана разобраться с соперником), а для того, чтобы сделать короткое замыкание, Харлан просто ломает пульт управления капсулой.
  • Вечность в романе уничтожается сама, когда Харлан принимает решение не искать Купера. В фильме Харлан аннигилятором уничтожает Капсулу Времени, отрезая Вечности путь к спасению.
  • В романе описывается, как герои проходят сквозь металлические прутья Колодцев Времени в Капсулы. В фильме ни разу не показано, как герои туда попадают, хотя Колодцы Времени есть — в виде туннелей прямоугольного сечения.
  • В фильме есть безмолвный персонаж, которого нет в книге — это карлик, который скрытно сопровождает Нойс. Он появляется в её доме, когда Харлан назначается Наблюдателем, в Скрытых Столетиях, где Харлан спрятал Нойс, и в финале фильма, после расставания Харлана и Нойс. Его сыграл знаменитый актёр-лилипут Владимир Фёдоров.
  • В книге препятствование выходу человечества в космос является побочным эффектом, в фильме — целью Вечности.
  • Тема любви Нойс и Харлана в фильме имеет совершенно иное значение. Если в романе Нойс полюбила Харлана до того, как с ним встретилась и осознанно приняла решение менять прошлое ради уничтожения Вечности именно в той реальности, где был Харлан, то в фильме ни о какой любви, по сути, речь не ведётся. Нойс воспользовалась Харланом, не более того.
  • Купера взяли в вечность в романе в 23 года, в то время, как в фильме это произошло в 45 лет.
  • В романе, Купер попал в первую половину 20-го века, а в фильме к конце века.
  • Как следствие, содержание объявления, которое Купер опубликовал в газете, чтобы привлечь внимание Харлана в фильме не соответствует роману: в романе текст объявления был обычной, ничем не примечательной рекламой, а внимание привлекало изображение «ядерного грибка», о котором в начале 20-го века ещё не знали. В фильме же, напротив, текст объявления был ключевым.

Интересный факт

 Натурные съемки одной из сцен фильма (место, куда Харлан прибывает в 20 веке) проходили в тех же местах, что и съемки фильма Андрея Тарковского «Сталкер» — в Эстонии, в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе разрушенной электростанции. Отчетливо видны и отходы целлюлозно-бумажной фабрики, находящейся неподалеку от места съемок — густая белая пена на воде. Когда же Харлан идет стрелять в капсулу Времени, он выходит из разрушенной постройки, из той самой двери, около которой в фильме «Сталкер» герои делали привал. Своеобразная цитата — ведь именно в это время, в конце 20 века, и возникает Зона в фильме «Сталкер»

Источник: wikipedia.org

Кадры из фильма:

Снят по мотивам:

Конец вечности
The End of Eternity
Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.
Год: 1955