Британский писатель-фантаст, работавший на протяжении полувека. Приверженец социального и общественного порядка, описывающий в своих произведениях все ужасы его крушения.
Коротко о писателе
Известен научно-фантастическому сообществу под именем Джона Кристофера. Британский фантаст, писавший во второй половине 20 века, наиболее известный по романам «Смерть травы» и «Пришельцы». Часто сравниваемый с Джоном Уиндемом, также писавшим на темы глобальных катастроф, Кристофер почти всю жизнь работал в жанре научной фантастики, опубликовав около 20 романов и более тридцати рассказов. Начал писать после Второй мировой войны, отслужив связистом. В своих произведениях постоянно упирал на необходимость социального и общественного порядка, государственного контроля и упорядоченности отношений в обществе.Биография
Настоящее имя писателя - Сэмюэл Йоуд. Родился 16 апреля 1922 года, умер 3 февраля 2012 года.
Детство и юность. Образование
Сэмюэл родился в городке Гюйтон, графство Ланкашир. Сэм получил образование в школе Питера Саймонса в Винчестере, после чего был призван в армию, как и подавляющее большинство фантастов тех лет. Служил на протяжении пяти лет в Королевском корпусе связи (в котором также служил и Джон Уиндем) с 1941 по 1946 год.
Творческая деятельность и путь к известности
После демобилизации Сэм получил грант от фонда Рокфеллера, что позволило ему сосредоточиться на писательстве. Первыми опубликованными произведениями стали роман «Зимний лебедь» и рассказ «Рождественские розы», для которых Сэм взял псевдоним Кристофер Йоуд. Вышли оба в 1949 году.
Но уже в 1951 году он взял псевдоним Джон Кристофер и сосредоточился исключительно на научной фантастике. За 4 года он написал почти 30 рассказов, прежде чем вышел второй его роман - «Год кометы», опубликованный Майклом Джозефом в 1955 году.
В 1956 году был опубликован роман «Смерть травы», который стал первым крупным успехом Сэма в качестве писателя. Этот роман считается самой известной работой Кристофера, неоднократно переизданный (последнее переиздание было в 2009 году).
В 1966 году Джон начал писать научную фантастику для подростков, используя имя Джон Кристофер в каждом случае. Трилогии «Триподы» (1967-68 гг.), «Лотосные пещеры» (1969 г.), «Хранители» (1970 г.) и трилогия «Меч духов» (1971-72 гг.) были хорошо восприняты как критиками, так и читателями. За «Хранителей» в 1971 году Джон выиграл ежегодную благотворительную премию Guardian Children's Fiction, а в 1976 году получил премию Deutscher Jugendliteraturpreis (ежегодная премия по литературе для подростков).
Личная жизнь
Последние годы жизни и смерть
В 2001 первом году вышел последний роман Джона - «Плохой сон», после чего писатель вышел на пенсию. Скончался 3 февраля 2012 года от рака мочевого пузыря.
Фотографии писателя
Титулы, награды и премии
Лауреат
Номинации
О чём писал, особенности
Во всех своих произведениях Джон Кристофер оставался приверженцем традиции. Как истинный британец, сформировавшийся еще до революционных шестидесятых, он не желал экспериментировать со стилем или затрагивать какие-то особо взрывоопасные темы. Вместо этого он всегда гарантировал читателю надежность, качество, ясность мысли и благоразумие, которые не отменяли ни интриги, ни крепко закрученного сюжета, ни даже отдельных, бивших по нервам сцен.
У него был необычный способ работы. При написании первой главы он делал лишь черновой вариант, а следующие писал уже в окончательном виде. Закончив работу над книгой, он возвращался к вступлению и переписывал его, подгоняя под будущие события в книге.
С этой его привычкой был связан один случай - когда его редактором стала Сьюзан Хиршман, которая заставляла его последовательно переписывать и редактировать главы по мере их написания, а не перескакивая из конца в начало. Сам Кристофер потом с сожалением замечал, что благодаря этому роман получился гораздо лучше, нежели чем если бы он работал над ним «как обычно».
Продолжительное время Джон работал с редактором Майклом Джозефом, давшем зеленый свет еще одному британскому писателю, о котором мы писали ранее - Джону Уиндему. Кристофер обнаружил, что его часто сравнивают с более взрослым и опытным Уиндемом, и, зачастую, в пользу Уиндема.
Дело в том, что оба автора примерно в одно и то же время писали на схожие темы - глобальные катастрофы, экология, поведение людей в экстремальных ситуациях и так далее. Но здесь и кроется ключевое различие - если Уиндема обвиняли в том, что он описывает «уютные катастрофы», то у Кристофера брат шел против брата, люди безжалостно убивали друг друга, чтобы выжить, что не имело ничего общего с темами Уиндема.
Лучшие книги
Наиболее популярные книги Кристофера - это «Смерть травы», Трилогии «Триподы» (1967-68 гг.), «Лотосные пещеры» (1969 г.), «Хранители» (1970 г.) и трилогия «Меч духов» (1971-72 гг.).
Библиография
За длительную карьеру Кристофер написал более двух десятков романов и около трех десятков рассказов.
Экранизации
Роман «Смерть Травы» был экранизирован под названием «Ни травинки« (так книга была издана в Америке) режиссером Корнелом Уайлдом в 1970 году. Экранизация получила номинацию на премию Хьюго.
«Триподы» были частично экранизированы на британском телевидении. В 2012 году появилось сообщение о том, что разрабатывается проект фильма. Произведения «Пустой мир» и «Хранители» были экранизированы на немецком телевидении в 1986 и 1987 годах соответственно.
«Пустой мир» был превращен в телевизионный фильм 1987 года в Германии, Leere Welt. Стражи были сделаны в сериале 1986 года в Германии, Die Wächter.
«Лотосовые пещеры» пытались экранизировать еще в 2007 году, однако проект был закрыт. В 2013 году вышла пилотная серия сериала High Moon, являющаяся достаточно вольной интерпретацией произведения Кристофера. Сериал так и не получил зеленый свет, однако полуторачасовой пилот был показан на SyFy и Netflix.
Цитаты и высказывания
— Значит, придется потуже затянуть пояса. — Затянутый пояс довольно глупо смотрится на скелете.
Когда начинает урчать в животе, забываешь о хороших манерах.
— Люди больше не воюют друг с другом. Мы все боремся с общим врагом: француз Бинпол, немец Фриц, твой друг американец Уолт… — Сейчас да. Но потом, когда мы уничтожим хозяев, что будет потом? — Конечно, мы останемся едиными. Мы получили урок. — Ты уверен? — Конечно! Немыслимо, чтобы люди снова начали воевать друг с другом.
— Быть недовольным — значит и быть свободным! — Свободными, чтобы говорить чепуху.
Я понял, что все люди — друзья по выгоде и враги по выбору.