Особый литературный стиль и необычные идеи первопроходца научной фантастики Генри Каттнера

Имя на английском Henry Kuttner
Псевдонимы: Лоуренс О'Доннелл, Кейт Хаммонд, Льюис Пэджет и др.
Дата рождения: 7 апреля 1915
Место рождения: Лос-Анджелес, Калифорния, США
Дата смерти: 4 февраля 1958
Место смерти: Санта-Моника, Калифорния, США
Гражданство: США
Род деятельности: писатель
Годы творчества: 1936-1958
Жанр: научная фантастика
Язык произведений: английский

Писатель, который не получил должного признания читателей - это не редкость в литературе. Генри Каттнер был одним из них. Получив большое признание от своих коллег и последователей, Каттнер не приобрел широкой славы среди фанатов.



Коротко о писателе

Будучи одним из самых первых писателей-фантастов, Каттнера с трудом можно назвать первопроходцем, который закладывал основы для будущих писателей - нет, Генри писал на обычные для того времени темы. Его выделял особый литературный стиль, чувство юмора, необычные идеи и то, как он обыгрывал складывающиеся уже в те времена штампы. Его литературная карьера длилась чуть менее четверти века, за которую он успел попробовать себя в самых разных жанрах.

Интересные факты

  • Каттнер писал, используя более чем полутора десятков псевдонимов, вследствие чего невозможно установить точное количество написанных им произведений.
  • Рэй Брэдбери однажды признался, что Каттнер дописал его первый рассказ в жанре ужасов «Свеча» (вышел в журнале Weird Tales, ноябрь 1942 года).
  • Уильям Берроуз, в романе «Билет, который лопнул», дословно цитирует Каттнера, который описывал монстра-паразита в романе «Счастливый плащ».

Биография

Генри Каттнер начал писать, едва ему исполнилось двадцать лет. Не имея должного образования, Каттнер брался за различные жанры и темы, от фантастических до мистики, детектива и эротики, публикуясь под различными псевдонимами.

Детство и юность

Генри Каттнер родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в 1915 году.

По отцовской линии его семья имеет германские корни - в 1859 году его дед, Нафталий Каттнер, вместе со своей женой Амелией прибыли из Лешно в Пруссии в Сан-Франциско. По материнской линии имеет британское происхождение.

Когда Генри был совсем маленьким, его отец скончался и семья начала испытывать финансовые проблемы. Мальчику пришлось начать подрабатывать с самого детства. Подростком он подрабатывал в литературном агентстве своего дяди, где смог изнутри взглянуть на писательскую, издательскую и редакторскую работу.

Тогда же он начал первые попытки писать. Согласно данным от зарубежных фанатов Каттнера, первым законченным и опубликованным произведением будущего мастера стал рассказ «Разводной ключ» (The Monkey Wrench), опубликованный под псевдонимом Bertram W. Williams в августовском номере журнала Jungle Stories за 1931 год. В начале 1936 года он продал свой рассказ «Крысы кладбища» в уже хорошо известный нам журнал Weird Tales.

Работая в литературном агентстве, он смог дать зеленый свет нескольким многообещающим авторам. Одной из них была Ли Брэккетт, которая в будущем написала сценарий для 5 эпизода Звездных Войн. Генри прочел несколько ее рукописей, отредактировал и помог продать их в журнал Astounding Stories.

Каттнер поддерживал контакт со многими другими писателями того времени, включая Э. Хоффмана Прайса и Кларка Эштона Смита.

В 30-х годах он охотно писал в соавторстве с Робертом Блохом, ставшим впоследствии не менее популярным писателем, в 40-х годах – с гораздо менее известным Артуром К. Барнсом. Плоды сотрудничества с первым из упомянутых литераторов – не менее четырёх рассказов, в течение долгого времени недоступных для русскоязычного читателя. Только в последние пару лет, благодаря усилиям переводчиков-энтузиастов, мы смогли наконец ознакомиться с «Чёрным поцелуем» (The Black Kiss aka Sea Kissed) 1937 года и «Мешком-кусакой» (The Grab Bag), написан не ранее 1937 года, впервые опубликован в 1991 году.

Соавторство Каттнера с А. К. Барнсом оказалось более плодотворным: их совместными усилиями был создан целый цикл рассказов о приключениях Пита Мэнкса, путешественника во времени. Эти рассказы также переведены на русский лишь недавно.

Творческая деятельность и путь к известности

В середине 1940-х годов Каттнер работал над комиксами о Зеленом Фонаре - персонаже вселенной DC (издательства Detective Comics). Помимо этого, он продолжал публиковаться в журналах. Его первая повесть, «Миллион лет на завоевание», вышла в 1940 году, за ней последовал ряд других.

Очень большую роль в творчестве Генри сыграла его супруга, Кэтрин Мур, также известная американская писательница и фантаст. Друзья пары говорили, что их сотрудничество было настолько плавным и естественным, что после написания рассказа или повести они не могли вспомнить, кто что написал.

По словам самой пары, для любого из них было нормально отрываться от истории в середине абзаца или даже в середине предложения, причем страница рукописи все еще была в пишущей машинке. Другой супруг обычно продолжал рассказ там, где первый остановился. Они могли делать так несколько раз до тех пор, пока история не заканчивалась.

Личная жизнь

Со своей будущей супругой Генри познакомился через группу писателей, которые состояли в переписке с Говардом Лавкрафтом (как вы помните, в ней состоял и Роберт Говард), предположительно в 1938 году. Через два года они поженились и в дальнейшем работали вместе над всеми своими произведениями. За 18 лет брака дети у пары так и не появились.

Последние годы жизни и смерть

В 50-е годы супруги охладели к фантастике. В эти годы они оба получили ученые степени в Южно-Калифорнийском Университете в области психологии; сам Генри планировал стать клиническим психиатром.

Тем не менее Генри выпустил несколько фантастических рассказов, которые считаются одними из лучших его произведений (это «Вернулся охотник домой», «Обратной дороги нет», «Двурукая машина» и «Обряд перехода»). Незадолго до своей трагической кончины, Каттнер со своей верной женой и соратницей написал несколько небольших детективных романов, объединённых общим героем – доктором Майклом Греем. Эти произведения ещё только ждут своего переводчика.

В 1958 году Генри скончался во сне, предположительно от сердечного приступа. Ряд его произведений был опубликован после его смерти, усилиями его жены Кэтрин Мур.

Фотографии писателя

Титулы, награды и премии

Лауреат

1993

Великое Кольцо, 1993 // Малая форма (перевод)
→ Этот мир — мой! / The World Is Mine (1943)

1996

Зал славы Первого фэндома / First Fandom Hall of Fame Award, 1996 // Зал славы Первого фэндома (посмертно)

2001

Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Сборник рассказов / Переводной сборник рассказов "Čarovný svět Henryho Kuttnera" (США; сборник, подготовленный чешскими редакторами)

2004

Премия Кордвейнера Смита "Открытые заново" / The Cordwainer Smith Rediscovery Award, 2004 // За заслуги перед жанром

Номинации

1939

Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Короткая повесть
→ Лунный Голливуд / Hollywood on the Moon (1938)

1943

Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Рассказ
→ Твонк / The Twonky (1942)

1946

Хьюго / Hugo Award, 1946, ретроспективная // Короткая повесть
→ Сын несущего расходы / The Piper's Son (1945)

Показать остальные 5 ↓

О чём писал, особенности

Мэри Элизабет Каунсельман, американская писательница, считала, что привычка Каттнера писать под псевдонимами лишает его заслуженной славы. Она писала:

Я часто задавалась вопросом, почему Каттнер решил скрыть свои таланты за столькими фальшивыми лицами без каких-либо причин ... Скорее всего, идея было в том, что было очень забавно притворяться другим человеком.. Но Каттнер обманул сам себя и лишил себя славы, скрываясь под другими именами. Многие фанаты понятия не имели, что те или иные произведения на самом деле принадлежат его перу. Мы с Сибери Куин оба упрекали его в этом.

Скорее всего это и явилось причиной того, что большая часть работ Каттнера (за исключением нескольких классических историй ужасов таких, как «Крысы кладбища» и работ в жанре фэнтези таких, как «Все тенали бороговы...») была в значительной степени забыта.

Для творчества писателя характерно использование классических сюжетных мотивов научной фантастики (путешествия во времени, космические полёты, роботы, телепатия) и их оригинальные литературные разработки.

В своих наиболее известных произведениях Каттнер проявил свое недюжинное чувство юмора, иронизируя над только-только появляющимися штампами и складывающимися тенденциями в научной фантастике.

Литературный критик Джеймс Блич говорил, что такой уровень писательского мастерства был редким не только в фантастике, но и в принципе в литературе.

Лучшие книги

Достаточно сложно назвать лучшие произведения Каттнера, поскольку множество было опубликовано под псевдонимами и нельзя с полной уверенностью сказать, что тот или иной рассказ или повесть не принадлежит его перу.

Тем не менее, из тех, что точно были написаны Каттнером, можно выделить поздние повести, упомянутые выше - «Вернулся охотник домой», «Обратной дороги нет», «Двурукая машина» и «Обряд перехода».

Изобретатель Гэллегер

Библиография

Опять же - из-за привычки Каттнера скрываться под разными псевдонимами, трудно назвать точное количество его произведений. Известно, что он являлся автором более полусотни рассказов, около двадцати романов и полутора десятков повестей.

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Предложения интернет-магазина:

Романы
19 произведений
1940
Из глубины времени
A Million Years to Conquer, Другие названия: The Creature from Beyond Infinity, Из глубины времен
1941
Thunder Jim Wade
Thunder Jim Wade
1941
Waters of Death
Waters of Death
1943
Последняя цитадель Земли
Earth's Last Citadel
1946
The Brass Ring
The Brass Ring, Другие названия: Murder in Brass
1946
Долина пламени
Valley of the Flame, Другие названия: Земля пламени
1946
Планета — шахматная доска
Chessboard Planet, Другие названия: The Far Reality
1946
Тёмный мир
The Dark World, Другие названия: Мир тьмы
1947
Ярость
Fury, Другие названия: Destination: Infinity / Одержимость, Победители
1947
The Day He Died
The Day He Died, Другие названия: под псевдонимом Lewis Padgett
1947
Бесчисленные завтра
Tomorrow and Tomorrow, Другие названия: под псевдонимом Lewis Padgett
Показать остальные 9 ↓
Повести
18 произведений
1938
Гром на рассвете
Thunder in the Dawn
1938
Ловушка времени
The Time Trap
1940
When New York Vanished
When New York Vanished
1941
The Land of Time to Come
The Land of Time to Come
1942
The Infinite Moment
The Infinite Moment
1942
Секрет Звезды Земли
Secret of the Earth Star
1943
Crypt-City of the Deathless One
Crypt-City of the Deathless One
1943
Мокрая магия
Wet Magic
1943
Ночная битва
Clash by Night, Другие названия: Столкновение в ночи, Схватка в ночи, Подводная война
1944
Frame for Murder
Frame for Murder
1944
A God Named Kroo
A God Named Kroo
Показать остальные 8 ↓
Рассказы
239 произведений
1936
Кладбищенские крысы
The Graveyard Rats
1936
Бамбуковая смерть
Bamboo Death
1936
Дьявольская езда
The Devil Rides
1936
Тайна Кралица
The Secret of Kralitz
1936
Власть змеи
Power of the Snake
1936
Кто приходит по ночам
It Walks by Night
1936
Гробы для шестерых
Coffins for Six
1936
Смех мёртвых
Laughter of the Dead
1937
Обитатель склепа
The Dweller in the Tomb
1937
Raider of the Spaceways
Raider of the Spaceways
1937
Опоздавшие души
The Eater of Souls
Показать остальные 229 ↓
Поэзия
5 произведений
1936
Ballad of the Gods
Ballad of the Gods
1936
Ballad of the Wolf
Ballad of the Wolf
1936
The Sunken Towers
The Sunken Towers
1937
H. P. L.
H. P. L.
1937
Ragnarok
Ragnarok
Статьи
1 произведение
1945
The Future of Science Fiction
The Future of Science Fiction

Лучшие рассказы

Здесь стоит отметить цикл «Мы - Хогбены» - юмористические рассказы о семейке мутантов Хогбенов, помнящих ещё Атлантиду и старающихся не бросаться людям в глаза своей необычностью, да и вообще — «не высовываться». Также особняком стоит цикл рассказов об изобретателе Гэллегере, который начинает творить исключительно под воздействием алкоголя.

Иллюстрация к циклу о Хогбенах

Вклад в развитие научной фантастики

Несмотря на то, что Генри не приобрел широкой популярности, он является достаточно влиятельным фантастом (как и большинство писателей-первопроходцев).

Мэрион Брэдли посвятила Каттнеру свой роман «Кровавое солнце» и называла его одним из наиболее сильно повлиявших на нее авторов. Роджер Желязны говорил, что свою серию «Хроники Амбера» написал, вдохновляясь романом Каттнера «Темный Мир».

Друг Каттнера Ричард Мэтсон посвятил свой роман «Я легенда» Каттнеру в качестве благодарности за его помощь и поддержку. Рэй Брэдберри сказал, что Каттнер «недооцененный мастер», который «полон идей».

Цитаты и высказывания

Если у человека собственная газета, он сам диктует условия.

Цитата из книги «Хогбены и все-все-все»

Летать среди бела дня! В мое время сжигали за меньшее...

Цитата из книги «Мы - Хогбены»

– У вас когда-нибудь линчуют? – Не чаще раза-двух в год, – успокоил я. – И эти два раза уже позади, – так что годовую норму мы выполнили.

Цитата из книги «Мы - Хогбены»

— Теперь пора завоевывать мир. С чего нужно начинать? Гэллегер пожал плечами. — Боюсь, что не смогу вам ничего присоветовать. Меня никогда к этому не влекло. Не представляю, как за это берутся. — Сначала мы разрушим большие города, — оживленно сказал самый маленький либль. — а потом захватим самых красивых девушек и потребуем выкуп. Все испугаются, и мы победим. — Как ты до этого додумался? — спросил Гэллегер. — Все это есть в книгах. Так всегда делают, мы точно знаем. Мы будем тиранами и будем всех мочить. Можно еще молока?

Цитата из книги «Этот мир - мой!»

Стоит кому-то вырасти, как его относят к гуманоидам; совсем снизили критерии. Так и лезет всякая шпана со всей Галактики. Марсиане положили начало, и теперь уже не остановишь.

Цитата из книги «Хэппи энд»


Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: