Джон Уиндем Паркс Лукас Бейнон Харрис родился 10 июля 1903, умер 11 марта 1969 г. Английский писатель-фантаст, получивший популярность в 1951 году, с выходом романа «День Триффидов».
Коротко о писателе
Работал под несколькими псевдонимами, наиболее известным из которых был Джон Уиндем, хотя он также использовал другие сочетания его имени, такие как Джон Паркс и Лукас Бейнон. Широкая популярность пришла к нему после Второй мировой войны, хотя до нее он успел опубликовать три романа и полтора десятка рассказов. Его «дебютный» роман как Джона Уиндема, «День Триффидов», снискал большую популярность и был несколько раз экранизирован.Уиндем не был отмечен премиями и наградами, но регулярно переиздавался и переиздается, а в самой Британии интерес к его творчеству не угасает до сих пор. Его работы отличают не столько прорывные идеи (хотя именно он придумал такую вещь, как «хроноклазм»), сколько литературный стиль и способ повествования.
Интересные факты
Биография
Джон Уиндем Паркс Лукас Бейнон Харрис родился 10 июля 1903, умер 11 марта 1969 г. писал более тридцати лет, начав, как и многие фантасты того времени, с публикаций в различных журналах.
Детство и юность
Уиндем родился в деревне Дорридж близ Ноула, в графстве Уорикшир (ныне Уэст-Мидлендс). Отец - Джордж Бейнон Харрис, барристер (одна из категорий адвокатов в Англии), мать - Гертруда Паркс. Его раннее детство прошло в Бирмингеме. Когда мальчику исполнилось восемь, его родители развелись.
Образование
Вместе со своим братом (также будущем писателем) Вивианом Бейноном Харрисом поменял несколько общеобразовательных школ в Англии. Последняя школа, в которой он учился, была в Хэмпшире, которую он покинул в 1921 году в возрасте 18 лет.
Творческая деятельность и путь к известности
После окончания школы Джон сменил несколько профессий – он работал на ферме, в юриспруденции, рисовал рекламные плакаты, но все равно был очень сильно зависим от своей семьи. В 1925 году он решил начать зарабатывать писательством, но только спустя шесть долгих лет смог начать продавать свои произведения в американские журналы. Тогда же он взял себе псевдоним Джон Бейнон.
Во время Второй мировой войны Уиндем сначала служил цензором в Министерстве информации, затем присоединился к британской армии, служа шифровальщиком в Королевском корпусе связи. Принимал участие в операции «Оверлорд» (высадка сил Союзников в Нормандии летом 1944 года), хотя и не принимал непосредственного участия в штурме побережья.
После войны Уиндем вернулся к писательству, вдохновленный успехом своего брата, который опубликовал четыре романа. Он изменил свой стиль письма, и к 1951 году, используя псевдоним Джон Уиндэм в первый раз, написал роман «День триффилдов». Его довоенная писательская карьера не упоминалась в книге, и многие предполагали, что это его писательский дебют (на момент выхода книги Джон написал три романа и более двух десятков рассказов). Книга имела огромный успех и принесла Уиндэму известность и славу писателя-фантаста.
Личная жизнь
В 1963 году он женился на Грейс Изобель Уилсон, которую он знал более 20 лет; пара оставалась в браке, пока Джон не скончался. Архив писем Джона, которые он писал Грейс во время войны, хранится в Ливерпульском Университете. Уиндэм посвятил проблеме выбора женщины между карьерой и любовью произведение «Во всем виноват лишайник».
Последние годы жизни и смерть
Он умер в 1969 году, в возрасте 65 лет, в своем доме в Питерсфилде. После его смерти был опубликован ряд невышедших произведений. Архив его переписки и черновиков был приобретен Ливерпульским Университетом. В 2015 году аллея в деревне Хэмпстед, которая фигурировала в романе «День триффидов» была переименована в аллею Триффидов, в качестве дани уважения писателю.
Фотографии писателя
Титулы, награды и премии
Лауреат
Номинации
О чём писал, особенности
Репутация Джона Уиндема основывается главным образом на первых четырех романах, опубликованных при его жизни. Его роман «День триффидов» считается наиболее известной и успешной его работой. За ним последовал ряд других романов и рассказов, в которых Джон исследовал различные жанры и темы, от классической научной фантастики до причудливого фэнтези.
Большинство событий происходит в 50-е годы в Англии, а главные герои зачастую англичане среднего класса. Некоторые коллеги-писатели, такие как Брайан Аллдис, критиковали его за это, называя его произведения «уютными катастрофами»; Кристофер Прист писал, что «Уиндем мастерски описывает катастрофу среднего класса; его герои это типичные буржуа, оплакивающие коллапс судебной и государственной систем, уничтожение коммуникаций, разграбление магазинов и отсутствие утренних газет».
Однако есть и альтернативная точка зрения – литературный критик Л. Дж. Херст в своей статье «Мы мертвы» анализирует роман «День триффидов», проводя параллели с «1984» Оруэлла и разбирая упомянутые выше мнения критиков. Херст в своем глубоком и интересном исследовании писал, что Уиндем на самом деле поднимает гораздо более серьезные темы, и средний класс в пасторальной Англии это всего лишь основа для страшных и кровавых событий.
Более того, Херст приводит подсчет количества погибших в романе людей от рук триффидов и сравнивает с количеством убитых людьми – напрямую показано, что люди убили в два раза больше человек, нежели чем триффиды. Вот вам и «горечь по крушению судебной системы».
Лучшие книги
Наиболее известный роман – «День триффидов». В романе рассказывается о появлении и повсеместном распространении на Земле триффидов — хищных подвижных растений, которых разводили на особых фермах из-за ценности получаемого из них масла. Взрослые триффиды могли питаться полуразложившимся мясом и имели жало, которым на расстоянии до нескольких метров могли поразить добычу ядовитым соком. Таким образом, они могли охотиться и на человека. Повествование ведется от лица биолога Билла Мейсона, который чудом избежал ослепления от вспышки кометы и пытается выжить в разрушающемся мире, где за слепыми людьми начали охоту триффиды.
Также можно отметить роман «Кукушки Мидвича», дважды экранизированный как «Деревня проклятых», повествующий о коллективном разуме и о том, как люди будут на него реагировать.
Библиография
Уиндем является автором около четырех десятков рассказов и более двух десятков романов и повестей, опубликованных под разными псевдонимами, как при жизни писателя, так и после его смерти.
Экранизации
Ряд произведений Уиндема был экранизирован. Расскажем вкратце о нескольких наиболее известных:
- Экранизация повести «День Триффидов» была впервые показана в эфире BBC в 1981 году. Адаптация Дугласа Ливингстона представляла собой шесть получасовых эпизодов. Сериал спродюсирован Дэвидом Мэлони, режиссером стал Кен Ханнам, композитором - Кристофер Ганнинг. Премьера состоялась одновременно в Великобритании и Австралии на телеканале ABC. Вторая экранизация вышла в 2009 году на канале BBC One.
- «Чокки» - детская телевизионная драма 1984 года выпуска, транслировавшаяся на ITV в Соединенном Королевстве. После успеха первых шести эпизодов были сняты два продолжения – «Дети Чокки» и «Испытание Чокки». Сериал также транслировался и был популярен в Чехословакии, где его дублировали на чешском и словацком языках. Он также был дублирован на французском языке и транслировался в Канаде в конце 1980-х и начале 1990-х годов; на испанском языке и транслировался в Испании в конце 1980-х годов. Он был очень популярен в Болгарии в начале 1990-х годов.
- Рассказ «Поиски наугад» был экранизирован трижды: в 1969 году в третьей серии телевизионной антологии «Out Of The Unknown» (эпизод был утерян); В 1971 был снят фильм «Поиски любви» британского режиссера Ральфа Томаса; В 2006 году вышла адаптация фильма от BBC TV, транслировавшаяся на BBC Four в ноябре 2006 года.
- Повесть «Избери путь ее…» была экранизирована в рамках телевизионной антологии «Час Альфреда Хичкока» в 1964 году. Это была довольно точная по смыслу адаптация, хотя и несколько сжатая; место действия было перенесено в Америку.
- Повесть «Деревня проклятых» была экранизирована с одноименным названием в 1960 году, спустя некоторое время вышел сиквел «Дети проклятых». В 1981 году кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer планировала выпустить ремейк, но из-за забастовки сценаристов работа была прекращена. В 1995 году Джон Карпентер снял свой ремейк с Кристофером Ривом (актером, наиболее известным по роли Супермена) – это был его последний фильм перед тем, как его разбил паралич. При бюджете в 22 миллиона долларов фильм собрал чуть больше 9 миллионов и получил низкие оценки критиков.
Кадр из фильма «Деревня проклятых»
Вклад в развитие научной фантастики
Несмотря на то, что Джон, на первый взгляд, писал достаточно типичную развлекательную фантастику, он смог оставить после себя что-то по-настоящему масштабное и глобальное – именно ему принадлежит авторство концепции хроноклазма. Вкратце поясним, что это такое. Термин составлен из греческих элементов chrono- (время) и -clasm (сломанный), то есть может быть переведён как «излом времени».
Всем известна концепция «эффекта бабочки» - любое изменение событий в прошлом повлечет за собой непоправимые последствия в будущем. Уиндем же наоборот предположил, что если в прошлое будут внесены какие-то изменения, то они уже отражены в нашем настоящем или будущем – они ведь уже случились. Вселенная просто ждет момента, когда субъект совершит необходимое действие. И, как раз, отмена действия в прошлом и приведет к изменению будущего.
Термин был придуман Уиндемом в одноименном рассказе «Хроноклазм». В нем в XXII веке изобретены машины времени, называемые там историческими машинами. Люди, посещающие прошлое, могут только наблюдать, во избежание хроноклазмов, то есть событий, способных изменить будущее.
Приведем несколько примеров хроноклазмов, для более полного понимания:
- В романе Гарри Гаррисона «Фантастическая сага» викинги в начале XI века открывают Америку только потому, что в XX веке находящаяся на грани банкротства киностудия решает срочно снять «с натуры» фильм про открытие Америки викингами.
- В фильме «Назад в будущее» герой Майкла Дж. Фокса Марти Макфлай исполняет песню Чака Берри Johnny B. Goode, и гитарист группы, выступавшей на школьном балу, Мартин Берри звонит своему кузену Чаку и с восторгом направляет трубку телефона на сцену, предлагая послушать песню с совершенно новым и потрясающим звучанием.
- Ну и, разумеется, в серии фильмов «Терминатор» Джон Коннор родился потому, что отправил в прошлое Кайла Риза, который в итоге и стал его биологическим отцом. Как говорил Джон во второй части, «мой отец еще не родился. От этого всего голова идет кругом».
Цитаты и высказывания
Всё, что нам надо, содержится в книгах, нам остаётся только взять на себя труд пойти и прочесть их.
Ведь чем люди тупее, тем больше им хочется, чтобы все остальные были такими же, как они. А всех, кто не похож на них хоть в чем-то, они боятся… И чем больше боятся, тем больше стараются… сделать им больно.
Мой жизненный опыт говорит, что, если убегаешь от чего-то только потому, что оно тебе не нравится, тебе не понравится и то, к чему прибежишь. Другое дело бежать к чему-то определенному.
И если счастье завтра нам изменит, пусть. Что бы ни случилось, у нас уже не отобрать времени, которое мы провели вместе.
Плохо, когда ребенка угнетает родительская власть, - сказал он, - но когда мать находится под влиянием ребенка - это трижды скверно.