Британский писатель-фантаст, получивший наибольшую известность в Америке, которого сами американцы считали своим земляком. В своем творчестве Рассел отличался от своих коллег, проживающих с ним на одном острове, переняв более «американскую» форму повествования, где во главе угла стоит индивид, бросающий вызов целой планете или расе.
Коротко о писателе
Эрик Франк Рассел родился 6 января 1905 года, умер 28 февраля 1978 года. Британский писатель-фантаст, который был более известен в США, нежели чем на родине (большинство его работ сначала были изданы именно в Америке). Очень много произведений было опубликовано в уже хорошо известных нам журналах Astounding Science Fiction и Weird Tales (в последний он присылал рассказы в жанре ужасов и мистики).Интересные факты
Есть предположение, что Рассел ввел в английский язык аббревиатуру выражения Mind your own business (в русском языке аналогом может быть «не твоего ума дело») - MYOB. Данная аббревиатура является общеупотребительной в английском языке, особенно в интернет сленге. Впервые она появляется в повести «И не осталось никого...», опубликованной в 1951 году.
Биография
Писатель-фантаст из Англии, получивший известность в Америке своими ранними работами, опубликованными до 60-х годов.
Детство и юность
Рассел родился в 1905 году неподалеку от городка Сандхерст в графстве Беркшир. Его отец был инструктором Королевского военного колледжа. В юности Фрэнк увлекся научной фантастикой, что и предопределило его дальнейшую карьеру.
Образование
В колледже Рассел изучал химию, физику, кристаллографию, выучившись, в итоге, на инженера. Впоследствии он работал оператором на телефонной станции, клерком в правительственном учреждении, техническим представителем Ливерпульской сталелитейной компании.
Творческая деятельность и путь к известности
Писателем Рассел стал абсолютно случайно. В 1934 году, проживая в Ливерпуле, он увидел в журнале Amazing Stories письмо от некоего Лесли Джонсона, который жил неподалеку. Молодые люди встретились, подружились и Джонсон подбил Рассела попробовать себя в писательстве. В соавторстве они написали повесть «Искатель будущего», которую опубликовал журнал Astounding Stories в 1937 году.
Затем, спустя два года, Рассел публикует свой первый роман - «Зловещий барьер». В нем Рассел создает мир, где людьми управляют невидимые организмы-паразиты, которые очень чутко следят за тем, чтобы их существование не было раскрыто.
В период Второй мировой войны существуют два разных и взаимоисключающих сообщения о военной службе Рассела. По официальной версии он служил в Королевских Военно-Воздушных силах и нес службу в Европе в качестве командира мобильного подразделения радистов. Однако в предисловии к изданию книги «Оса» 1986 года Джек Чалкер пишет, что к моменту начала войны Рассел был уже стар для активной военной службы и нес службу в Военной разведке в Лондоне. Биограф Рассела Джон Ингэм утверждает, что «в документах Королевских ВВС нет ни одного упоминания о том, что он был кем-то большим, чем механик или оператор связи».
Его второй роман «Алтарь страха» издавался в журнале Astounding Stories в 1948 году. Он примечателен тем, что в нем Рассел одним из первых поднимает тему глобальных заговоров и тайных сообществ, из-за кулис управляющих миром.
В конце 1940-х гг. Рассел всерьез берется за писательскую деятельность. Он принимает активное участие в жизни британского сообщества научных фантастов. Свое первую премию Хьюго он получает в 1955 году за юмористический рассказ «Абракадабра».
Личная жизнь
Рассел женился на медсестре Эллен Вэн в 1930 году, а в 1934 году у него родилась дочь Эрика.
Последние годы жизни и смерть
Рассел пишет все реже, ограничиваясь одной работой в год. Под конец жизни он прекращает карьеру, опубликовав в 1973 году рассказ Eternal Rediffusion (не издавался в России).
Писатель скончался 28 февраля 1978 года.
Титулы, награды и премии
Лауреат
1955
Хьюго / Hugo Award, 1955 // Рассказ
→ Абракадабра / Allamagoosa (1955)
1985
Прометей / Prometheus Awards, 1985 // Зал славы
→ Великий взрыв / The Great Explosion (1962)
2000
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2000 // (посмертно)
Номинации
1951
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Короткая повесть
→ Милый дьявол / Dear Devil (1950)
1956
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман
→ Считайте его мёртвым / Three to Conquer (1955)
1972
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1972 // Малая форма. 7-е место (Великобритания; повесть)
→ И послышался голос... / Somewhere a Voice (1953)
1987
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (рассказ)
→ Дьявологика / Diabologic (1955)
1993
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)
→ Зловещий барьер / Sinister Barrier (1939)
1996
Прометей / Prometheus Awards, 1996 // Лучший роман
→ Design for Great-Day (1995)
1998
Прометей / Prometheus Awards, 1998 // Зал славы
→ Оса / Wasp (1957)
О чём писал, особенности
Учитывая то, что далеко не все романы писателя искрометно веселые (одни только названия чего стоят), самой популярной оказалась деятельность Рассела в области юмористических НФ рассказов. Мнение о классике американской фантастики культового писателя современности Джорджа P.P.Мартина:
Эрик Фрэнк Рассел первый в списке моих любимых писателей — его произведения самые смешные из всех, когда-либо мной прочитанных.
У Рассела был простой, разговорный стиль письма, на который частично повлияли американские детективы с лихо закрученным сюжетом и большим количеством действий. Это привело к тому, что Рассел не только был более известен среди американских читателей, но и читатели сами считали его американцем - настолько сильный был контраст между ним и другими британскими фантастами того времени.
На творчество Рассела очень сильно повлиял американский писатель Чарльз Форт, который был основоположником концепции уфологизма. После его смерти возникло целое сообщество Фортеан (в него вступил и Рассел), транслирующее его идеи и взгляды. Форт уделял большое внимание различным аномалиям и необъяснимым происшествиям - и в творчестве Рассела очень много подобного. Его герои сталкиваются с чем-то необъяснимым (зачастую инопланетным) и почти всегда в одиночестве.
Несмотря на то, что далеко не все произведения Рассела можно отнести к юмористическим, некоторые авторы и критики отмечали его склонность к сатирическому высмеиванию бюрократии и государственных авторитетов (еще одна типично американская черта).
Лучшие книги
Самые лучшие романы Рассела - это «Алтарь страха» и «Зловещий барьер». Из более поздних работ можно отметить «Осу» и «Великий взрыв».
Библиография
Всего из-под пера Рассела вышло 9 романов, 13 повестей и около полусотни рассказов, не считая его эссе и публикаций.
|
|
|
|
1939 |
Зловещий барьер
Sinister Barrier, Другие названия: "Миг возмездия", "Расплата"
|
|
1948 |
Алтарь страха
Dreadful Sanctuary, Другие названия: Безумный мир
|
|
1951 |
Часовые Вселенной
Sentinels From Space, Другие названия: "Часовые Космоса" / "The Star Watchers"
|
|
1955 |
Считайте его мёртвым
Three to Conquer, Другие названия: Call Him Dead
|
|
1957 |
Оса
Wasp, Другие названия: Диверсант
|
|
1958 |
Невидимый спаситель
The Space Willies, Другие названия: "Ближайший родственник", "Невидимый партнёр", "Невидимка" / "Next of Kin "
|
|
1962 |
Великий взрыв
The Great Explosion
|
|
1964 |
Против странного устройства
With a Strange Device, Другие названия: "Взломщики мозгов", "Неизвестное устройство", "Похитители разума", "Война с невидимым врагом" / "The Mindwarpers"
|
|
1995 |
Design for Great-Day
Design for Great-Day
|
|
1937 |
Искатель будущего
Seeker of To-morrow
|
|
1942 |
Машинерия
Mechanistria, Другие названия: Путешествие на Механистрию
|
|
1946 |
Метаморф
Metamorphosite
|
|
1947 |
Коллекционер
Hobbyist
|
|
1950 |
Милый дьяво
Dear Devil, Другие названия: Дорогое чудовище
|
|
1951 |
И не осталось никого…
…And Then There Were None, Другие названия: "Загадка планеты Гандов", "Тайное измерение", "Упрямая планета"
|
|
1952 |
Последний взрыв
Last Blast
|
|
1953 |
Design for Great-Day
Design for Great-Day, Другие названия: The Ultimate Invader
|
|
1953 |
И послышался голос...
Somewhere a Voice, Другие названия: "Армагеддон", "Сквозь дремучий ад", "И услышали остальное"
|
|
1953 |
Непревзойденные миротворцы
Sustained Pressure, Другие названия: The Army Comes to Venus
|
|
1956 |
Будничная работа
Legwork, Другие названия: Кружным путем
|
|
1956 |
Плюс неизвестное
Plus X
|
|
1957 |
Цепная реакция
Nuisance Value
|
|
1937 |
The Saga of Pelican West
The Saga of Pelican West
|
|
1937 |
Mana
Mana
|
|
1937 |
The Great Radio Peril
The Great Radio Peril
|
|
1937 |
The Prr-r-eet
The Prr-r-eet
|
|
1938 |
Shadow Man
Shadow Man, Другие названия: Invisible
|
|
1938 |
Импульс
Impulse, Другие названия: "Импульсивность" / "A Matter of Instinct", "The Man from the Morgue"
|
|
1939 |
Mightier Yet
Mightier Yet
|
|
1939 |
Vampire from the Void
Vampire from the Void, Другие названия: The Atompacker
|
|
1940 |
Мы с моей тенью
Me and My Shadow, Другие названия: Голос тени, Голос тьмы
|
|
1940 |
Я — шпион!
I, Spy!, Другие названия: Venturer of the Martian Mimics, Spiro
|
|
1941 |
The Mechanical Mice
The Mechanical Mice, Другие названия: под псевд. Maurice G. Hugi
|
|
Показать остальные 84 ↓ | ||
1941 |
With a Blunt Instrument
With a Blunt Instrument
|
|
1941 |
Кресло забвения
Seat of Oblivion, Другие названия: Электрический стул
|
|
1941 |
Хомо сапиенс
Homo Saps, Другие названия: под псевд. Webster Craig
|
|
1941 |
Эл Стоу
Jay Score, Другие названия: Пролог
|
|
1942 |
Описывая круг
Describe a Circle
|
|
1942 |
Парень из Каламазу
The Kid from Kalamazoo
|
|
1942 |
Тайна мистера Визеля
Mr. Wisel's Secret, Другие названия: Wisel
|
|
1943 |
Симбиотика
Symbiotica, Другие названия: Путешествие на Симбиотику
|
|
1944 |
Controller
Controller
|
|
1945 |
Resonance
Resonance
|
|
1947 |
The Cosmic Relic
The Cosmic Relic, Другие названия: Relic
|
|
1947 |
Миролюбивый тигр
The Timid Tiger
|
|
1948 |
Muten
Muten, Другие названия: под псевд. Duncan H. Munro
|
|
1948 |
Конец долгой ночи
Late Night Final, Другие названия: Ночной мятеж
|
|
1948 |
Мыслитель
The Ponderer
|
|
1948 |
Перемещённое лицо
Displaced Person, Другие названия: Персона нон грата
|
|
1949 |
The Big Shot
The Big Shot
|
|
1949 |
The Glass Eye
The Glass Eye
|
|
1949 |
Нерешительные
The Undecided
|
|
1949 |
Подарок от Джо
A Present from Joe, Другие названия: Подарок дядюшки Джо
|
|
1950 |
First Person Singular
First Person Singular
|
|
1950 |
Follower
Follower
|
|
1950 |
The Rhythm of the Rats
The Rhythm of the Rats
|
|
1950 |
MacHinery
MacHinery
|
|
1950 |
Без прикрытия
Exposure, Другие названия: Разоблачение
|
|
1950 |
Поворот на 180°
U-Turn, Другие названия: Разворот на 180°
|
|
1951 |
Ультима Туле
Ultima Thule
|
|
1951 |
The Illusionaries
The Illusionaries
|
|
1951 |
Second Genesis
Second Genesis
|
|
1951 |
Конец радуги
Rainbow's End, Другие названия: Afternoon of a Fahn
|
|
1951 |
Пробный камень
Test Piece
|
|
1951 |
Свидетельствую
The Witness, Другие названия: Свидетель
|
|
1952 |
Я — ничтожество
I Am Nothing, Другие названия: Я — ничто
|
|
1952 |
Take a Seat
Take a Seat
|
|
1952 |
The Sin of Hyacinth Peuch
The Sin of Hyacinth Peuch
|
|
1952 |
The Timeless Ones
The Timeless Ones
|
|
1952 |
Dreamers of Mars
Dreamers of Mars
|
|
1952 |
Hell's Bells
Hell's Bells, Другие названия: под псевд. Duncan H. Munro
|
|
1952 |
The Big Dark
The Big Dark
|
|
1952 |
Быстро наступает вечер
Fast Falls the Eventide
|
|
1952 |
Немного смазки
A Little Oil, Другие названия: Чуточку смазки
|
|
1952 |
Я сам здесь чужой
I'm a Stranger Here Myself
|
|
1953 |
Bitter End
Bitter End
|
|
1953 |
It's In the Blood
It's In the Blood
|
|
1953 |
P.S.
P.S., Другие названия: Postscript
|
|
1953 |
Бумеранг
Boomerang, Другие названия: A Great Deal of Power
|
|
1953 |
На мой счёт
This One's on Me, Другие названия: «Вы вели себя очень грубо» / «Mutants for Sale», Продавец мутантов
|
|
1954 |
Courtship of 53 Shotl 9G
Courtship of 53 Shotl 9G, Другие названия: под псевд. Niall Wilde
|
|
1954 |
The Door
The Door
|
|
1954 |
Appointment at Noon
Appointment at Noon
|
|
1954 |
Fly Away Peter
Fly Away Peter
|
|
1954 |
I Hear You Calling
I Hear You Calling
|
|
1954 |
Weak Spot
Weak Spot
|
|
1954 |
Anything to Declare?
Anything to Declare?
|
|
1955 |
Ниточка к сердцу
Tieline, Другие названия: Пуповина
|
|
1955 |
Down Rover Down
Down Rover Down, Другие названия: The Case for Earth
|
|
1955 |
Heart's Desire
Heart's Desire, Другие названия: A Divvil With the Women
|
|
1955 |
Proof
Proof
|
|
1955 |
Saraband in C Sharp Minor
Saraband in C Sharp Minor
|
|
1955 |
Абракадабра
Allamagoosa, Другие названия: Алламагуса, Аламагуса
|
|
1955 |
Гипнотика
Mesmerica, Другие названия: Путешествие на Гипнотику
|
|
1955 |
Дьявологика
Diabologic
|
|
1955 |
Неспешиты
The Waitabits, Другие названия: Копуши
|
|
1955 |
Никаких новостей
Nothing New
|
|
1956 |
Storm Warning
Storm Warning
|
|
1956 |
Fall Guy
Fall Guy
|
|
1956 |
Quiz Game
Quiz Game
|
|
1956 |
Единственное решение
Sole Solution, Другие названия: Единственный выход
|
|
1956 |
Небо, небо...
Heav'n, Heav'n
|
|
1956 |
Необходимый вклад
Minor Ingredient, Другие названия: под псевд. Niall Wilde
|
|
1956 |
Совершенно секретно
Top Secret
|
|
1957 |
Я вползу в твой шатёр...
Into Your Tent I'll Creep, Другие названия: "Лучший друг человека", "В твоё жилище я вползу"
|
|
1957 |
Love Story
Love Story
|
|
1957 |
Ранняя пташка
Early Bird
|
|
1958 |
Brute Farce
Brute Farce
|
|
1958 |
There's Always Tomorrow
There's Always Tomorrow
|
|
1958 |
Фундаментальное право
Basic Right
|
|
1959 |
Игра на выживание
Now Inhale, Другие названия: Ваш ход, Дышите... Не дышите
|
|
1959 |
Кнопка устрашения
Panic Button
|
|
1959 |
Космобюрократия
Study in Still Life, Другие названия: Still Life
|
|
1962 |
Poor Dead Fool
Poor Dead Fool
|
|
1965 |
Meeting on Kangshan
Meeting on Kangshan
|
|
1973 |
Eternal Rediffusion
Eternal Rediffusion
|
|
1937 |
Rationalism and Youth
Rationalism and Youth
|
|
1938 |
The World's Eighth Wonder
The World's Eighth Wonder
|
|
1939 |
Fort—The Colossus
Fort—The Colossus
|
|
1948 |
That Stalketh By Night
That Stalketh By Night
|
|
1953 |
When the Sun Goes Down: A Fantasy of “The Dark Ones”
When the Sun Goes Down: A Fantasy of “The Dark Ones”
|
|
1955 |
Asstronomy
Asstronomy
|
|
1957 |
The Ship That Vanished
The Ship That Vanished, Другие названия: The Loss of the Waratah
|
|
1957 |
The Vanishing Courier
The Vanishing Courier
|
|
1957 |
Беспокойные гробы Барбадоса
The Creeping Coffins of Barbados
|
|
1957 |
Дитя Нюрнберга
The Child of Nuremburg
|
|
1957 |
Морские чудовища
Sea Monsters
|
|
Показать остальные 9 ↓ | ||
1957 |
Огненный обряд
Ordeal by Fire
|
|
1957 |
And Still It Moves
And Still It Moves
|
|
1957 |
Gadgets in the Sky
Gadgets in the Sky
|
|
1957 |
Satan's Footprints
Satan's Footprints
|
|
1957 |
The Last of the Long-Ears
The Last of the Long-Ears
|
|
1959 |
...And Who the Pot?
...And Who the Pot?
|
|
1959 |
Stargazers
Stargazers
|
|
1962 |
Introduction
Introduction, Другие названия: Предисловие к сборнику Dark Tides
|
|
Экранизации
В 1970 году Рассел подписал контракт на сумму 4689 фунтов стерлингов с компанией Apple Corps, принадлежащей группе Beatles, за право на экранизацию его романа «Оса». Со стороны студии контракт подписывал сам Ринго Старр. Проект так и не был завершен, но эта сделка остается самой прибыльной из всех, что когда-либо заключал Фрэнк.
Цитаты и высказывания
Месяцами мы с триумфом отступаем перед деморализованным противником, наступающим в полном беспорядке.
Бог его знает, какой зверь мог подобраться к нему посреди ночи; но у Лиминга уже не было сил над этим думать. Что бы ни случилось, человеку непременно нужно поспать — даже если он рискует проснуться в чьем-нибудь желудке.
Лиминг придерживался мнения, что войны не кончаются победой умников, они завершаются поражением той стороны, где остолопов больше. А кроме того, войны продолжаются довольно долго, так как кретинизм обеих противоборствующих сторон примерно одинаков.
– До тех пор, пока люди думают половыми железами, желудками, бумажниками – всем, кроме мозгов, провести их – проще простого, – зло бросил Юргенс. – Они попадаются на каждый ловкий, настойчивый, возбуждающий пропагандистский трюк и всякий раз оказываются в дураках.
После вековых поисков были открыты лишь три планеты с гуманоидным населением, и эта планета — одна их трех; а когда насмотришься на чудовищ, то при виде знакомых человеческих очертаний на душе теплеет. Появляется уверенность в себе. Встретить гуманоидов в дальнем космосе — всё равно что попасть в колонию соотечественников за границей.