Евгений Замятин родился в конце 19 века и творил в эпоху революций и Первой Мировой войны. Он не был плодовитым писателем, и большинство его произведений неизвестны широкой аудитории, но в истории он остался как автор романа «Мы« - первой антиутопии в ее современном понимании.
Коротко о писателе
Евгений Замятин жил и творил в эпоху перемен. Его молодость пришлась на первую русскую революцию, взрослая жизнь - на две революции и гражданскую войну. По натуре он был под стать этой эпохе - своим бунтарством и критикой он собирал как единомышленников, так и множество недоброжелателей.Его главное произведение - роман «Мы» - отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Остальные его произведения не так известны широкой публике, да и сам роман долгое время был недоступен для отечественных читателей - по идеологическим соображениям он был запрещен, а сам автор был вынужден эмигрировать. Замятин умер в Париже, до конца жизни оставаясь советским гражданином.
Интересные факты
-
В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину, в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
- В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.
Биография
Вкратце о юности и становлении Замятина как писателя. Его самые знаковые работы и наследие, которое он оставил.
Детство и юность
Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.
Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей.
Вспоминая детство Замятин писал:
Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...
Образование
С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Как он сам пишет в своей автобиографии:
В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.
Институт он закончил в 1908 году.
Творческая деятельность и путь к известности
Самый первый рассказ был написан Замятиным в 1908 году, по окончанию института - это рассказ «Один». Следующая работа, рассказ «Девушка« вышла только спустя два года, пока Евгений преподавал и работал инженером.
Первая повесть была написана на фоне высылки в Лахту - это повесть «Уездное», в которой он с горечью изображает полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.
Его бунтарство и инакомыслие начало проявляться еще во время Первой мировой войны. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь.
Во время командировки в Англию он создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин, 1922). В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».
Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.
В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы». В нем он описал свое видение развития военного коммунизма под впечатлением от промышленной революции в Англии.
В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке.
Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Впоследствии роман был напечатан как на английском, так и на французском и чешском языках, что очень сильно ударило по репутации Замятина в Советской России.
Личная жизнь
В это время Замятин увлекается социалистическим учением, вступает во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входит в боевую дружину Выборгского района и принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).
Супруга пережила мужа почти на тридцать лет и была похоронена рядом с ним.
Последние годы жизни и смерть
На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.
Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького).
В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.
Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).
Фотографии писателя
Титулы, награды и премии
Лауреат
1994
Прометей / Prometheus Awards, 1994 // Зал славы
→ Мы (1924)
Номинации
1988
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма
→ Мы (1924)
1989
Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Зал славы
→ Мы (1924)
1990
Прометей / Prometheus Awards, 1990 // Зал славы
→ Мы (1924)
1991
Прометей / Prometheus Awards, 1991 // Зал славы
→ Мы (1924)
2001
Премия Геффена / Geffen Award, 2001 // Переводная книга НФ
→ Мы (1924)
2016
Premi Ictineu, 2016 (VIII) // Роман, переведённый на каталанский (СССР)
→ Мы (1924)
О чём писал, особенности
Свое писательское кредо Замятин очень четко обрисовал в статье «Я боюсь»:
Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики

Учитывая его близость к движению левых эсеров и постоянную острую критику большевистской политики, он говорил довольно искренне. И это очень ярко прослеживается в его произведениях. Например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы в романе «Мы«, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.
Также достаточно большое влияние на него оказало пребывание в Англии и его инженерное образование - технократическая и промышленные революции в его понимании несли как положительный, так и отрицательный посыл. Михайлов О. Н. писал:
Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.
Лучшие книги
Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.
Самые популярные антиутопии по хорошей цене:
Библиография
Помимо «Мы» Замятин написал несколько повестей и ряд рассказов. В основном они основаны на его личном опыте - некоторые написаны в ссылке, некоторые в командировке в Англию, некоторые в эмиграции.
|
|
|
|
Предложения интернет-магазина: |
1924 |
Мы
|
|
1912 |
Уездное
|
|
1914 |
Алатырь
|
|
1914 |
На куличках
|
|
1917 |
Островитяне
|
|
1918 |
Север
|
|
1935 |
Бич божий
|
|
1968 |
Колумб
|
|
1908 |
Один
|
|
1911 |
Девушка
|
|
1912 |
Апрель
|
|
1913 |
Непутёвый
|
|
1913 |
Три дня
|
|
1913 |
Чрево
|
|
1914 |
Правда истинная
|
|
1914 |
Старшина
|
|
1914 |
Студенческий сынок
|
|
1916 |
Мученица науки
|
|
1916 |
О святом грехе Зеницы-девы
|
|
Показать остальные 40 ↓ | ||
1916 |
Письменно
|
|
1916 |
Зверята
|
|
1916 |
На диване
|
|
1916 |
Снег
|
|
1916 |
Трамвай
|
|
1916 |
Африка
|
|
1917 |
Глаза
|
|
1918 |
Сподручница грешных
|
|
1918 |
Дракон
|
|
1918 |
Землемер
|
|
1918 |
Знамение
|
|
1918 |
Колумб
|
|
1918 |
Ловец человеков
|
|
1918 |
Надежное место (В Задонск на богомолье)
|
|
1919 |
Икс
|
|
1920 |
Детская
|
|
1920 |
Мамай
|
|
1920 |
О блаженном старце Памве Нересте и о том, как был исцелён инок Еразм
Другие названия: Чудеса О том, как исцелён был инок Еразм..., О том, как исцелён был отрок Эразм
|
|
1921 |
Пещера
|
|
1921 |
Послание Замутия, епископа обезьянского
Другие названия: Тулумбас
|
|
1922 |
Все
|
|
1922 |
Слово предоставляется товарищу Чурыгину
|
|
1923 |
Рассказ о самом главном
|
|
1923 |
Русь
|
|
1923 |
Кряжи
|
|
1923 |
Куны
|
|
1924 |
Видение
|
|
1924 |
О чуде, происшедшем в Пепельную Среду
|
|
1925 |
Десятиминутная драма
|
|
1926 |
Мученики науки
|
|
1928 |
Ёла
|
|
1928 |
Пла
|
|
1929 |
Житие блохи
|
|
1929 |
Наводнение
|
|
1934 |
Часы
|
|
1935 |
Встреча
|
|
1935 |
Лев
|
|
2003 |
Австралиец
|
|
2003 |
Полуденница
|
|
1915 |
Дрянь-мальчишка
|
|
1916 |
Бог
|
|
1916 |
Дьячёк
Другие названия: Дьячок
|
|
1916 |
Картинки
|
|
1916 |
Петр Петрович
|
|
1917 |
Херувимы
|
|
1917 |
Хряпало
|
|
1917 |
Четверг
|
|
1917 |
Вторая сказка про Фиту
|
|
1917 |
Первая сказка про Фиту
|
|
1917 |
Последняя сказка про Фиту
|
|
Показать остальные 13 ↓ | ||
1917 |
Третья сказка про Фиту
|
|
1917 |
Халдей
|
|
1918 |
Ангел Дормидон
|
|
1918 |
Иваны
|
|
1918 |
Огненное А
|
|
1918 |
Электричество
|
|
1920 |
Бяка и Кака
|
|
1922 |
Арапы
|
|
1922 |
Церковь Божия
|
|
2002 |
Сказка об Ивановой ночи и Маргаритке
|
|
2011 |
Спящая царевна
|
|
2011 |
Царевна-лягушка
|
|
1924 |
Буриме
|
|
1954 |
Волчок
Другие названия: басня
|
|
2002 |
Стихотворение, посвященное Я.П. Гребенщикову
|
|
1921 |
Епископ обезьянский
|
|
1921 |
Огни святого Доминика
|
|
1925 |
Блоха
|
|
1925 |
Общество Почетных Звонарей
|
|
1928 |
Атилла
|
|
1928 |
Пещера
|
|
1930 |
Африканский гость
|
|
1931 |
Рождение Ивана
|
|
1918 |
Беседы еретика
|
|
1918 |
Домашние и дикие
|
|
1918 |
Презентисты
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1918 |
Скифы ли?
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1918 |
Современная русская литература
Другие названия: Вступительная статья
|
|
1919 |
О лакеях
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
О равномерном распределении
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
О служебном искусстве
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
О сюжете и фабуле
|
|
1919 |
О языке
|
|
1919 |
Они правы
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
Показать остальные 53 ↓ | ||
1919 |
Бунт капиталистов
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
Последняя страница
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
Великий Ассенизатор
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
Фактура, рисунок
|
|
1919 |
Диалогический язык
|
|
1919 |
Елизавета Английская
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
|
|
1919 |
Завтра
|
|
1920 |
О ритме в прозе
|
|
1920 |
О стиле
|
|
1920 |
Расстановка слов
|
|
1920 |
Футуризм
|
|
1920 |
Г.Д. Уэллс
|
|
1920 |
Инструментовка
|
|
1921 |
Анатоль Франс
Другие названия: (Некролог)
|
|
1921 |
Два Блока...
|
|
1921 |
Для сборника о книге
|
|
1921 |
Пора
|
|
1921 |
Рай
|
|
1921 |
Я боюсь
|
|
1922 |
Генеалогическое дерево Уэллса
|
|
1923 |
Новая русская проза
|
|
1923 |
Эренбург
|
|
1924 |
О сегодняшнем и о современном
|
|
1924 |
О'Генри
|
|
1924 |
Цель
|
|
1929 |
Автобиография
|
|
1930 |
Закулисы
|
|
1931 |
Письмо Сталину
|
|
1931 |
Ричард Бринсли Шеридан 1751-1816
|
|
1932 |
Советские дети
|
|
1933 |
Москва — Петербург
|
|
1934 |
Андрей Белый
|
|
1956 |
Психология творчества
|
|
1990 |
Речь на вечере памяти А.А. Блока
|
|
2010 |
В Передвижном театре
|
|
2010 |
Журнал для пищеварения
|
|
2010 |
Кино
|
|
2010 |
Народный театр
|
|
2010 |
Вестник литературы
|
|
2010 |
О белом угле
|
|
2010 |
Грядущая Россия
|
|
2010 |
Русская литература
|
|
2010 |
Над пучиной» Энгеля
|
|
2010 |
Современный русский театр
|
|
2010 |
Сирин
|
|
2010 |
Театр в Советской России. Два великана: Станиславский и Мейерхольд
|
|
2010 |
Трехмерный фильм
|
|
2010 |
Театр и кино в Советской России
|
|
2010 |
Энергия
|
|
2010 |
Театральные параллели
|
|
2010 |
Будущее театра
|
|
2010 |
Уэллс
|
|
Экранизации
«Мы» — немецкий научно-фантастический фильм 1982 года по сценарию Клауса Губалека, спродюсированный германским телевидением ZDF. Режиссёром выступил Войтех Ясны, в главной роли Дитер Лазер.
Фильм представляет мир гармонии и соответствия в рамках единого государства технократического прогрессивизма по мотивам романа «Мы» (1921) русского писателя Евгения Замятина.

- Год
- 1982
- Страна
- Германия (ФРГ)
- Режиссёр
- Войтех Ясны
- КиноПоиск
- 5.736 174
- IMDb
- 7.10 53
В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ. Во главе Единого государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.
Вклад в развитие научной фантастики

Роман «Мы» является одним из основоположников жанра антиутопии в ее современном виде. До него выходили произведения в этом жанре - одним из первых было сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвящённое проблемам государства. Элемента антиутопии можно встретить у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона, Яна Вайсса и других.
Замятин заложил и оформил основную идею всех антиутопий — утопические идеи в руках государства извращаются и превращаются в инструмент подавления личности и тотального контроля.
Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «1984» Оруэлла.
Также он одним из первых поднял тему опасности технического прогресса, который может привести к обесцениванию личности и человеческой жизни, превратив людей в простые винтики системы.
Цитаты и высказывания
Человек - как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать...
Единственное оружие, достойное человека – завтрашнего человека – это слово.
Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.
И математика, и смерть – никогда не ошибаются.
Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.
Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.