Твёрдая научная фантастика на фундаментальные темы от Клиффорда Симака

Имя на английском Clifford Donald Simak
Имя при рождении: Клиффорд Дональд Симак
Дата рождения: 3 августа 1904 года
Место рождения: Милвилл, Висконсин, США
Дата смерти: 25 апреля 1988 года
Место смерти: Миннеаполис, Миннесота, США
Гражданство: США
Род деятельности: прозаик, журналист
Направление: фантастика
Жанр: научная фантастика, фэнтези
Язык произведений: английский

Клиффорд Симак - американский фантаст, один из писателей эпохи «Золотого Века», наряду с Азимовым и Хайнлайном. Начав писать в 30-е годы, выпустил около полутора сотен повестей, романов и рассказов, публикуясь как в журналах, так и полноценными сборниками и книгами. В своих работах поднимал фундаментальные темы, создавая пласт для исследований и экспериментов будущих авторов.



Коротко о писателе

Основным видом деятельности Симака была редактура. Тем не менее, он опубликовал множество произведений, которые ныне считаются классическими. Сознательно избегая насилия, межгалактических империй, звездных войн и прочего, Симак ставил во главу угла прогресс, психологию, изучение поведения людей в различных нестандартных ситуациях. В научной фантастике любил в первую очередь науку, стараясь все свои произведения делать максимально правдоподобными. Его карьера продолжалась более четырех десятилетий, за которые он успел попробовать себя как в жанре фантастики, так и вестерна и военных историй.

Будучи одним из отцов-основателей жанра, Симак, несомненно, внес свой вклад в развитие научной фантастики. Его рассказы, поднимающие такие фундаментальные темы, как разум, существование Бога, искусственный интеллект, прогресс и многие другие стали вдохновением для последующих поколений авторов.

Интересные факты

Долгое время считалось, что его фамилия читается так «Саймак» (в оригинале она Simak), поэтому в переводах на русский язык она переводилась именно так. Что интересно, ошибались не только русскоязычные читатели - даже Азимов писал о том, что сначала ошибся в произношении фамилии Клиффорда.

Биография

Клиффорд Дональд Симак родился 3 августа 1904 года, Милвилл, Висконсин, США — умер 25 апреля 1988 года, Миннеаполис, Миннесота, США. Американский писатель в жанре научной фантастики и фэнтези, считается одним из основателей современной американской фантастики.

Детство и юность. Образование.

Симак родился в Миллвилле, штат Висконсин, в 1904 году. Учился в Университете Висконсина-Мэдисона, а затем преподавал в государственных школах до 1929 года.

Творческая деятельность и путь к известности

С начала 30-х годов он работал в различных газетах на Среднем Западе. Там он начал работать с газетой Minneapolis Star and Tribune, вплоть до его ухода на пенсию в 1976 году. Он стал редактором новостей в 1949 году и координатором Minneapolis Tribune's Science Reading Series в 1961 году, где составлялись подборки научно-фантастических книг.

Симак заинтересовался научной фантастикой после знакомства с творчеством Герберта Уэллса. Его первым рассказом стал «Мир Красного Солнца», опубликованный в декабрьском выпуске журнала Wonder Stories в 1931 году. В течение следующего года он опубликовал еще три рассказа в журналах Хьюго Гернсбека (крупного бизнесмена и писателя, основателя первого в мире журнала научной фантастики Amazing Stories) и один в Astounding Stories.

Затем был долгий перерыв - с 1932 по 1938 год Клиффорд написал только один рассказ под названием «Творец», вышедший в четвертом выпуске журнала Marvel Tales в марте-апреле 1935 года).

Но как только Джон У. Кэмпбелл возглавил журнал Astounding Stories в октябре 1937 года, Симак вернулся и стал постоянным автором Astounding Science Fiction (журнал был переименован в 1938 году) на протяжении всего так называемого «Золотого Века научной фантастики» ( условно считается период 1938-1950 гг.). Помимо традиционных фантастических историй, в этот период Симак также опубликовал ряд рассказов на военную и ковбойскую тематики.

В течение 1950-х и 1960-х Симак продолжал писать и регулярно получать номинации на различные премии за свою работу. При помощи друзей он продолжал писать и публиковать научную фантастику, а позже и фэнтези, вплоть до своего восьмидесятилетия.

Симак считал, что научная фантастика, которая несерьезно относится к самой науке и не уделяет ей должного внимания, и стала причиной того, что этот жанр не воспринимается всерьез, и заявлял, что его цель состоит в том, чтобы сделать этот жанр частью того, что он назвал «реалистичной выдумкой» (в оригинале realistic fiction).

Личная жизнь

Был женат на Агнес Кухенберг, у них было двое детей: Ричард Скотт и Шелли Эллен. Клиффорд писал:

Я был счастлив прожить со своей женой тридцать три года и быть отцом двоих детей. Мой любимый отдых - рыбалка (выбор лентяя - ты просто лежишь в лодке и ждешь, когда добыча придет к тебе). Хобби: шахматы, филателизм, выращивание роз.

Он посвятил книгу своей жене, «без которой я бы никогда не написал ни строки». Был дружен со многими писателями-фантастами, особенно Айзеком Азимовым.

Последние годы жизни и смерть

Скончался в своем доме в Миннеаполисе 25 апреля 1988 года.

Фотографии писателя

Титулы, награды и премии

Лауреат

1939

Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Короткая повесть
→ Правило 18 / Rule 18 (1938)

1953

Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1953 // Художественная проза
→ Город / City (1952)

1959

Хьюго / Hugo Award, 1959 // Короткая повесть
→ Необъятный двор / The Big Front Yard (1958)

Показать остальные 8 ↓

Номинации

1962

Хьюго / Hugo Award, 1962 // Роман
→ Что может быть проще времени? / Time is the Simplest Thing (1961)

1966

Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман
→ Вся плоть — трава / All Flesh is Grass (1965)

1969

Хьюго / Hugo Award, 1969 // Роман
→ Заповедник гоблинов / The Goblin Reservation (1968)

Показать остальные 10 ↓

О чём писал, особенности

В творчестве Симака лейтмотивом проходят несколько основных тем и даже локаций. В первую очередь это его родной штат Висконсин, в котором он родился, жил и умер. Атмосфера сельской местности, спокойной и уединенной, породила таких персонажей, как Хаймар Тэйн, главный герой рассказа «Большая лужайка». В нем простой сельский ремесленник сталкивается с неземной цивилизацией, которая пытается открыть портал между измерениями в его собственном доме. Но сельская местность в его работах не всегда такая же идиллическая; в рассказе «Кольцо вокруг Солнца» Клиффорд поднимает темы нетерпимости и изоляции сельских жителей.

В своих произведениях Симак четко обозначил свою собственную концепцию времени. Для путешественника во времени нет прошлого - есть только будущее, поскольку время это поток; а это значит, что перемещение во времени - это переход в другие миры. Примером этой концепции служит «Время», в котором люди вместе с разумными собаками покинули оккупированную Землю через временной поток и очутились в самых разных мирах.

В повести «Кольцо вокруг Солнца» пришельцы покидают Землю и оказываются в нескольких мирах, которые, если бы их можно было увидеть одновременно, все оказались бы на одной солнечной орбите (отсюда и название). А в рассказе «Время это простейшая вещь» герой перемещается в прошлое и обнаруживает, что там нет никого живого, и даже неодушевленные объекты едва осязаемы.

Такие темы как разум, верность, дружба, существование Бога и души, выгоды и вред технического прогресса и многие другие исследуются в произведениях Симака роботами, которых он сам называет не иначе как «суррогатные люди». Поначалу его роботы кажутся обычными, заурядными механическими людьми, но затем начинают претерпевать различные неожиданные метаморфозы. Получив разум, роботы начинают задавать вопросы на такие фундаментальные темы, как «Почему мы здесь?» и «Есть ли у роботов душа»?

Одно из самых ярких проявлений самосознания роботов представлено в рассказе «Все ловушки Земли». Главный герой - 600-летний робот, который получил имя Ричарда Дэниела, должен быть перепрограммирован и потерять все воспоминания. Ричард отказывается подчиниться и сбегает с планеты на космическом корабле. В ходе гиперпрыжка он попал под воздействие космической энергии и получил способность исправлять неполадки во всем - в кораблях, роботах или людях - при помощи телекинеза.

Продолжая скрываться от преследователей, он остается на пограничной планете, где решает помочь колонистам как врач, слуга, ученый и просто как друг. И здесь Ричард осознает, что люди умнее, чем они сами подозревают. Они создали робота, который может получить сверхспособности и прямо или косвенно помогать человечеству, таким образом, избегая «всех ловушек Земли».

Религиозная тема часто присутствует в творчестве Симака, но герои, которые искали Бога в традиционном смысле, склонны находить нечто более абстрактное и бесчеловечное. Иезекиль в рассказе «Выбор Богов» не может этого принять. Он говорит:

Бог должен быть навсегда добрым старым (человеческим) джентльменом с длинной, белой бородой.

Многие из его пришельцев имеют сухое, нечеловеческое чувство юмора, а другие непреднамеренно забавны либо в своей речи, либо в их внешности. Также и его роботы индивидуальные, и даже собаки. Напротив, его «герои» - это загадки.

Его протагонисты часто скучные люди, которые почти никогда не получают ни описания, ни характеристик, появляясь единожды и пропадая навсегда. Симак намеренно делал их такими, одновременно рисуя ярких и запоминающихся второстепенных персонажей. Герой решает проблему, постоянно ошибается и путается, а если он, по законам жанра, влюбляется в «девушку» (также никогда не описываемую), это выглядит совершенной случайностью. Один из редакторов Симака возражал против его манеры выставлять героев «неудачниками». Симак отвечал:

Мне нравятся неудачники.

Лучшие книги

Его самая известная книга (и одновременно сборник рассказов) - это «Город», опубликованный в период с 1944 по 1951 гг. А в 1973 году вышел последний, девятый рассказ, из этого сборника, между прочим, по просьбе самого Гарри Гаррисона.

В книге описывается развитие человечества на протяжении нескольких тысяч лет. За это время на Земле развиваются (в основном в результате воздействия человека) другие разумные расы — мутантов, псов, муравьёв. В конце концов, человечество исчезает, но это происходит мирным путём — за счёт переселения людей на Юпитер и превращения в обитающих там так называемых «скакунцов».

Земля же на какое-то время оказывается под властью разумных псов, но вскоре и они покидают её, оставляя планету муравьям (ни о каком истреблении муравьёв не может быть и речи в мире, в котором давно забыты войны и насилие).

Библиография

Ниже представлен список произведений Клиффорда Симака. Из-под его пера вышло около тридцати романов и повестей и больше полусотни рассказов, как научно-фантастических, так и военных и по тематике Дикого Запада.

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Романы
27 произведений
1939
Космические инженеры
Cosmic Engineers, Другие названия: Инженеры космоса
1950
Снова и снова
Time and Again, Другие названия: Туда и обратно, Никто не идет в одиночку, Time Quarry, First He Died
1951
Империя
Empire
1952
Город
City
1953
Кольцо вокруг Солнца
Ring Around the Sun
1961
Что может быть проще времени?
Time is the Simplest Thing, Другие названия: The Fisherman
1962
Почти как люди
They Walked Like Men
1963
Пересадочная станция
Way Station, Другие названия: Here Gather the Stars
1965
Вся плоть — трава
All Flesh is Grass, Другие названия: Всё живое..., Всё живое — трава, Всякая плоть — трава
1967
Принцип оборотня
The Werewolf Principle
1967
Зачем звать их обратно с небес?
Why Call Them Back from Heaven?
Показать остальные 17 ↓
Повести
14 произведений
1945
Barb Wire Brings Bullets
Barb Wire Brings Bullets
1946
The Gunsmoke Drummer Sells a War
The Gunsmoke Drummer Sells a War
1954
Кимон
Immigrant, Другие названия: Иммигрант, Один на тысячу
1955
Круг замкнулся
Full Cycle
1956
Бесконечные миры
Worlds Without End, Другие названия: Миры без конца
1956
Упасть замертво
Drop Dead, Другие названия: Умереть чтобы жить
1958
Необъятный двор
The Big Front Yard, Другие названия: Большой двор
1959
Без своей жизни
No Life of Their Own
1959
Торговля в рассрочку
Installment Plan
1960
Золотые жуки
Golden Bugs
1960
Зловещий кратер Тихо
The Trouble with Tycho
1970
Кто там, в толще скал?
The Thing in the Stone
1974
Фото битвы при Марафоне
The Marathon Photograph
1977
Дом на берегу
Auk House
Рассказы
129 произведений
1931
Мир красного солнца
The World of the Red Sun
1932
Голос в пустоте
The Voice in the Void
1932
Золотой астероид
The Asteroid of Gold
1932
Мятеж на Меркурии
Mutiny on Mercury
1932
Нечисть из космоса
Hellhounds of the Cosmos
1935
Создатель
The Creator
1938
Голодная смерть
Hunger Death
1938
Правило 18
Rule 18
1938
Примирение на Ганимеде
Reunion on Ganymede
1938
Эпоха сокровищ
The Loot of Time, Другие названия: S.O.S In Time
1939
Марсианин
Madness from Mars, Другие названия: Безумие с Марса
Показать остальные 119 ↓
Статьи
5 произведений
1971
Introduction (Nebula Award Stories 6)
Introduction (Nebula Award Stories 6)
1972
Room Enough for All of Us
Room Enough for All of Us
1973
Foreword (Future City)
Foreword (Future City)
1977
Jenkins Would Be Proud
Jenkins Would Be Proud
1980
The City Series
The City Series

Экранизации

Рассказ «Спокойной ночи, Мистер Джеймс» был экранизирован в виде серии сериала «За гранью возможного» (американский телесериал-антология, который транслировался на канале ABC с 16 сентября 1963 по 16 января 1965 года). Серия, которая была основана на этом рассказе, получила название «Двойник».

Также три рассказа Симака вышли в рамках телевизионных антологий Out of This World и Out of the Unknown в 60-х годах в Великобритании. Эти сериалы никогда не транслировались в США, и скорее всего сам Симак не мог их видеть. Все эти эпизоды ныне считаются утраченными.

Обложка к фильму За гранью возможного
За гранью возможного
The Outer Limits
Год
1963
Страна
США
Режиссер
Герд Освальд, Байрон Хэскин, Лесли Стивенс и др.
КиноПоиск
7.271 153
IMDb
8.20 5623

Каждый эпизод — это торжество человеческого воображения, в котором исследования на передовых рубежах технологии, космического пространства и возможностей человека, выявляют наши самые великие надежды и самые тёмные страхи. Истории «Внешних пределов» исследуют последствия таких неоднозначных и наводящих на размышления тем, как генетические манипуляции, посещения пришельцев и жизнь после смерти.

Вклад в развитие научной фантастики

Будучи одним из отцов-основателей жанра, Симак, несомненно, внес свой вклад в развитие научной фантастики. Его рассказы, поднимающие такие фундаментальные темы, как разум, существование Бога, искусственный интеллект, прогресс и многие другие стали вдохновением для последующих поколений авторов.

Цитаты и высказывания

По какому пути человек ни пойдет, он обязательно изобретёт лук и стрелы.

Цитата из книги «Город»

Из всех возможных комбинаций глупость и высокомерие хуже всего.

Цитата из книги «Наследие звезд»

— У ме­ня есть увле­че­ние, — от­ве­тил ро­бот. — Я кол­лек­ци­о­ни­рую су­ма­сшед­ших. В мо­ей кол­лек­ции есть один очень за­нят­ный эк­зем­пляр: он ду­ма­ет, что он Бог, сто­ит ему толь­ко на­пить­ся.

Цитата из книги «Живи высочайшей милостью»

Человек, как бы он ни старался, не может спрятаться от мира. Рано или поздно мир его заметит и соберется у порога его жилища сгорающей от любопытства толпой, чтобы узнать, почему он прячется.

Цитата из книги «Пересадочная станция»

Человек легко приспосабливается, он все, что угодно, переживет.

Цитата из книги «Город»

Человек вправе ожидать, что в мире без войны действительно будет покой.

Цитата из книги «Пересадочная станция»


Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: