Редактор научно-фантастических журналов и писатель Фредерик Пол

Имя при рождении: Frederik George Pohl, Jr.
Дата рождения: 26 ноября 1919
Место рождения: Нью-Йорк, США
Дата смерти: 2 сентября 2013
Место смерти: Палатин, Иллинойс
Гражданство: США
Род деятельности: редактор, романист, писатель, журналист, писатель-фантаст, литературный агент
Жанр: фантастика
Язык произведений: английский

Фредерик Джордж Пол младший (родился 26 ноября 1919 года - умер 2 сентября 2013 года) наиболее известен как редактор научной фантастики, при содействии которого многие популярные авторы и произведения получили «зеленый свет».



Коротко о писателе

Фредерик Пол внес заметный вклад в становление и развитие научной фантастики, наравне с другими именитыми авторами, но не как самостоятельный автор, а в качестве редактора и организатора. Стоя у истоков популярных сообществ писателей, таких как «Клуб Гидра», и редактируя первые научно-фантастические журналы, Пол опосредованно приложил руку к карьере многих десятков знаменитых писателей. За более чем семидесятилетнюю карьеру, Пол выпустил сравнительно немного по-настоящему успешных произведений, с коммерческой точки зрения.

Ранние работы публиковались под различными псевдонимами, когда основной его деятельностью являлась редактура.

Был основателем «Клуба Гидра» - первого крупного сообщества научных фантастов, куда входили такие известные авторы, как Азимов.

Биография

Фредерик Джордж Пол младший (родился 26 ноября 1919 года - умер 2 сентября 2013 года) был американским писателем-фантастом и редактором на протяжении более 75 лет, с его первой опубликованной работы - стихотворения «Элегия мертвому спутнику: Луна» 1937 года, - до романа 2011 года «Все жизни, которые он вел».

Детство и юность

Пол был сыном Фредерика Джорджа Пола и Анны Джейн Мейсон. Пол-старший сменил несколько профессий, а все семейство путешествовало вслед за ним по штатам Техас, Калифорния и Нью-Мексико; некоторое время семья жила возле Панамского канала. Затем они поселились в Бруклине, когда Полу-младшему было около семи лет.

Будучи подростком, он стал одним из основателей фан-группы Futurians (Футуристы) в Нью-Йорке и начал общаться с Дональдом Вольхаймом, Айзеком Азимовым и многими другими будущими писателями и редакторами. Пол позже сказал, что те люди, с которыми он познакомился тогда, в этом клубе, остались с ним на всю жизнь:

Айзек, Деймон Найт, Сирил Корнблат, Дирк Уайтли, и Дик Уилсон. Джека Робинса и Дейва Кайла я до сих пор считаю друзьями, семьдесят с лишним лет спустя ...

Как описано в автобиографии Айзека Азимова, Футуристы отделились от Большого Нью-Йоркского научно-фантастического клуба (во главе с Сэмом Московицем, позже влиятельным редактором научной фантастики и историком) по причине того, что футуристы желали принять более открытую политическую позицию. В те годы Дональд Уолхайм, один из основателей группы, был убежденным коммунистом и склонял всех членов клуба «влево».

В это же время начинает издавать и редактировать два НФ журнала: Astounding Stories и Super Science Stories, где публикует под разными псевдонимами и свои собственные произведения. Они приносили молодому главреду немного: 10 долларов в неделю. Но он был согласен и на это, ибо сей труд приносил ему истинную радость.

Кстати, первые премии «Хьюго» Фредерик Пол получил именно за свою редакторскую деятельность, в то время как первую премию за собственно литературное произведение — лишь в начале 1970-х годов.

В 1936 году Пол присоединился к комсомолу, резко критикуя политику Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. Он стал президентом местного отделения комсомола в Бруклине. Пол потом сказал, что после заключения пакта Молотова-Риббентропа 1939 года линия советской партии, по его мнению, изменилась, и он больше не мог ее поддерживать, после чего покинул ее.

Образование

Писатель учился в Бруклинской технической средней школе, которую бросил в 17 лет. В 2009 году он получил почетный диплом Бруклинского технологического института.

Творческая деятельность и путь к известности

Пол начал писать в конце 1930-х годов, используя псевдонимы для большинства своих ранних работ. Его первой публикацией было стихотворение «Элегия мертвому спутнику: Луна», которую он выпустил под именем Элтона Эндрюса в октябрьском выпуске Amazing Stories в 1937 году. Для своего первого рассказа, написаннаго в соавторстве с Сирилом Корнблатом «Перед Вселенной» в 1940 году, он выбрал псевдоним С. Д. Готтесман.

Свою карьеру в качестве литературного агента Пол начал в 1937 году, но только после Второй мировой войны он занялся ей всерьез. Он оказался «представителем более половины успешных писателей в научной фантастике», но его агентство не получило финансовой поддержки, и он закрыл его в начале 1950-х годов.

В это же время начинает издавать и редактировать два НФ журнала: Astounding Stories и Super Science Stories, где публикует под разными псевдонимами и свои собственные произведения. Рассказы Пола часто появлялись в этих научно-фантастических журналах, но всегда под псевдонимами. В своей автобиографии Пол сказал, что он прекратил редактировать два журнала примерно во время немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году.

Пол стал одним из основателей «Клуба Гидра» - свободной ассоциации научных фантастов и читателей, которые встречались в конце 1940-х и 1950-х годов. С начала 1960-х до 1969 года Пол работал редактором журналов Galaxy Science Fiction и Worlds of if. Под его руководством журнал Worlds of if получил премию Хьюго в 1966, 1967 и 1968 годах.

После Второй мировой войны Пол работал рекламным копирайтером, а затем в качестве копирайтера и редактора для научно-популярных книг. После войны Пол начал издавать произведения под своим именем.

В 1970-х годах Пол вновь стал самостоятельным писателем. Крупные произведения никогда не относились к сильной стороне сольного творчества Пола. Тем неожиданней оказалась вторая половина 1970-х годов, когда, сбросив с себя редакторские путы, писатель поразил читателей и критиков мощным творческим выбросом — и именно в «романной» форме.

Первый шумный успех выпал на долю романа «Человек с плюсом» (1976), удостоенного другой высшей премии - «Небьюла». Психологическая драма киборга, специально сконструированного для выполнения тяжёлой работы на осваиваемом землянами Марсе, совсем недавно получила своеобразное развитие: в 1994 году Пол в соавторстве с Томасом Т. Томасом выпустил роман-продолжение «Марс с плюсом».

И всё же самый неожиданный поворот в творческой биографии Фредерика Пола пришёлся на последние пятнадцать лет. Когда вышли в свет его самые значительные (если не, считать «Торговцев космосом») романы, в первую очередь — из серии о Звёздных Вратах и контакте с цивилизацией хичи. Первый роман цикла — роман «Врата», вышедший в 1977 году принёс автору полный букет всех высших премий в жанре — «Хьюго», «Небьюлу», журнала «Локус», Мемориальную имени Джона Кэмпбелла (кстати, ещё в повести «Торговцы Венерой» (1971) впервые содержится упоминание о галактической сверхцивилизации «хичи»).

Личная жизнь

Пол был женат пять раз. Его первая жена, Лесли Перри, была членом клуба Futuries; они были женаты с 1940 по 1944 годы. Затем он женился на Дороти Лестине в Париже в августе 1945 года, в то время как оба служили в армии в Европе; брак распался в 1947 году. В 1948 году он женился на Джудит Меррил; у них была дочь, Энн. Пол и Меррил развелись в 1952 году. В 1953 году он женился на Кэрол М. Ульф Стэнтон, с которой у него было трое детей; они разъехались в 1977 году и развелись в 1983 году. С 1984 года до своей смерти Пол был женат на научно-фантастическом эксперте и академике Элизабет Энн Халл.

У писателя было четверо детей - Энн, Фредерик III (скончался), Фредерик IV и Кэти.

С 1984 года он проживал в Палатине, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Ранее он очень долго жил в городке Миддлтон, Нью-Джерси.

Последние годы жизни и смерть

Пол отправился в больницу утром 2 сентября 2013 года из-за осложнений дыхательной системы и умер в тот же день в возрасте 93 лет.

Фото писателя

Титулы, награды и премии

Лауреат

1973

Хьюго / Hugo Award, 1973 // Рассказ
→ The Meeting (1972)

1979

Локус / Locus Award, 1979 // Справочник
→ Ретроспектива будущего: Мемуары / The Way the Future Was: A Memoir (1978)

1985

Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1985 // Лучший НФ-роман
→ The Years of the City (1984)

Показать остальные 8 ↓

Номинации

1941

Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Редактор малой формы

1954

Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Профессиональный редактор

1966

Небьюла / Nebula Award, 1965 // Повесть
→ Под двумя лунами / Under Two Moons (1965)

Показать остальные 21 ↓

О чём писал, особенности

Некоторые из его ранних коротких рассказов представляют собой сатирический взгляд на потребительство и рекламу в 1950-х и 1960-х годах: «Волшебники из-под угла», где кричащие, сверхсложные военные аппараты оказались бесполезными против фермеров с дробовиками и The Tunnel under the World, где все общество людей удерживается в плену исследователями.

Пол постулировал два принципа

«Никто никогда не готов к чему-либо» или «Ничто не настолько хорошо, что кто-то, где-то его не будет ненавидеть».

Лучшие книги

За более чем семидесятилетнюю карьеру, Пол выпустил сравнительно немного по-настоящему успешных произведений, с коммерческой точки зрения; единственный, выбившийся в национальные бестселлеры, не фантастический роман Пола, это «Чернобыль», выпущенный в 1987 году.

Тем не менее, среди рассказов и повестей немало таких, которые входили в антологии «лучшего за год». В первую очередь это многоплановая и во многих отношениях скандальная повесть «Золото на конце звёздной дуги» (1971), также выделяется — и отмечен премией «Хьюго» — рассказ «Ферми и стужа» (1985), в котором автор даёт двоякий ответ на знаменитый вопрос «атомного» физика Ферми: если во Вселенной есть разум, почему он молчит?

Помимо прозы, из-под пера Пола вышло несколько стихотворений; писал о проблемах кинофантастики.

Библиография

Ниже представлен список произведений, написанных автором. Ранние работы выходили под псевдонимами и, зачастую, были написаны в соавторстве; впоследствии Пол опубликовал их в 25 сборниках, которые он регулярно выпускал, начиная с 1956 (первый сборник «Переменные токи» (Alternating Currents).

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Предложения интернет-магазина:

Романы
55 произведений
1952
Операция «Венера
The Space Merchants, Другие названия: Gravy Planet / Торговцы космосом, Торговцы Венеры
1954
Исследуя небо
Search the Sky
1954
Подводная экспедиция
Undersea Quest
1955
A Town is Drowning
A Town is Drowning
1955
Preferred Risk
Preferred Risk, Другие названия: под псевд. Edson McCann
1955
Гладиатор по закону
Gladiator-at-Law, Другие названия: Гладиаторы по закону
1955
Подводный флот
Undersea Fleet
1956
Невольничий корабль
Slave Ship
1956
Presidential Year
Presidential Year
1956
Sorority House
Sorority House, Другие названия: п.п. Jordan Park
1956
The God of Channel 1
The God of Channel 1, Другие названия: п.п. Donald Stacy
Показать остальные 45 ↓
Повести
32 произведения
1947
Donovan Had a Dream
Donovan Had a Dream, Другие названия: п.п. James McCreigh
1951
Red Moon of Danger
Red Moon of Danger, Другие названия: Danger Moon
1951
The Genius Beasts
The Genius Beasts, Другие названия: п.п. James McCreigh
1954
No More Stars
No More Stars, Другие названия: под псевд. Charles Satterfield
1954
Чума Мидаса
The Midas Plague
1955
With Redfern on Capella XII
With Redfern on Capella XII, Другие названия: п.п. Charles Satterfield
1957
Mars by Moonlight
Mars by Moonlight, Другие названия: п.п. Paul Flehr
1958
The Knights of Arthur
The Knights of Arthur
1958
Third Offense
Third Offense, Другие названия: п.п. Charles Satterfield
1959
Way Up Yonder
Way Up Yonder, Другие названия: п.п. Charles Satterfield
1959
Те, кого принимают в расчёт
Whatever Counts
Показать остальные 22 ↓
Рассказы
170 произведений
1939
Heavy Planet
Heavy Planet, Другие названия: п.п. Gregor Lee
1939
Shawn’s Sword
Shawn’s Sword, Другие названия: п.п. Gregor Lee
1940
Before the Universe
Before the Universe, Другие названия: п.п. S. D. Gottesman
1940
Nova Midplane
Nova Midplane, Другие названия: п.п. S. D. Gottesman
1940
Trouble in Time
Trouble in Time, Другие названия: п.п. S. D. Gottesman
1940
Vacant World
Vacant World, Другие названия: п.п. Дирк Уили
1941
Sky Test
Sky Test, Другие названия: п.п. Дирк Уили
1941
The Dweller in the Ice
The Dweller in the Ice, Другие названия: п.п. James MacCreigh
1941
The King's Eye
The King's Eye, Другие названия: п.п. James MacCreigh
1941
The Mantle of Graag
The Mantle of Graag, Другие названия: п.п. Paul Dennis Lavond
1941
Wings of the Lightning Land
Wings of the Lightning Land, Другие названия: п.п. James MacCreigh
Показать остальные 160 ↓
Поэзия
6 произведений
1937
Elegy to a Dead Satellite: Luna
Elegy to a Dead Satellite: Luna, Другие названия: Elegy to a Dead Planet: Luna
1938
Funny Phonies
Funny Phonies
1940
Versiflage
Versiflage
1941
Common Master
Common Master, Другие названия: п.п. Elton V. Andrews
1941
Worlds in Exile
Worlds in Exile, Другие названия: п.п. Elton V. Andrews
1988
The Moon Again
The Moon Again
Пьесы
1 произведение
1989
Рождественское видео-шоу Роки Питона
The Rocky Python Christmas Video Show
Статьи
30 произведений
1964
Intimations of Immortality
Intimations of Immortality
1967
Where Have the Heroes Gone?
Where Have the Heroes Gone?
1971
The Game-Playing Literature
The Game-Playing Literature
1973
On Velocity Exercises
On Velocity Exercises
1973
The Shape of Science Fiction to Come
The Shape of Science Fiction to Come
1974
Afterword
Afterword
1974
Люди или роботы?
Другие названия: Диалог
1975
How We Work
How We Work
1975
Xenology, Sociology, Politics, Theology, Mathematics (Medea: Harlan's World)
Xenology, Sociology, Politics, Theology, Mathematics (Medea: Harlan's World)
1976
The Science Fiction Professional
The Science Fiction Professional
1977
Cities and Cultures
Cities and Cultures
Показать остальные 20 ↓

Цитаты и высказывания

Больные общества выталкивают из себя авантюристов, как зернышки винограда.

Цитата из книги «Врата»

Я стар. Я скоро умру, и знаешь, что больше всего меня выводит из себя? Я недостаточно взрослый, чтобы быть таким старым!

Цитата из книги «Встреча с хичи»

Сколько можно взять у другого человека, чтобы не считаться вором?

Цитата из книги «Встреча с хичи»

Расцвет рекламы — это закат лирической поэзии

Цитата из книги «Торговцы Венеры»

В каждом из людей есть немного от божества, но преобладает питекантроп.

Цитата из книги «День, когда пришли марсиане»


Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: