Жизнь Евгения Замятина и первая в истории антиутопия

Дата рождения: 20 января (1 февраля) 1884
Место рождения: Лебедянь, Тамбовская губерния
Дата смерти: 10 марта 1937
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство (подданство): Российская империя, СССР
Род деятельности: прозаик, литературный критик, публицист, киносценарист
Направление: неореализм
Жанр: научно-фантастическая литература и политическая сатира
Язык произведений: русский

Евгений Замятин родился в конце 19 века и творил в эпоху революций и Первой Мировой войны. Он не был плодовитым писателем, и большинство его произведений неизвестны широкой аудитории, но в истории он остался как автор романа «Мы« - первой антиутопии в ее современном понимании.



Коротко о писателе

Евгений Замятин жил и творил в эпоху перемен. Его молодость пришлась на первую русскую революцию, взрослая жизнь - на две революции и гражданскую войну. По натуре он был под стать этой эпохе - своим бунтарством и критикой он собирал как единомышленников, так и множество недоброжелателей.

Его главное произведение - роман «Мы» - отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Остальные его произведения не так известны широкой публике, да и сам роман долгое время был недоступен для отечественных читателей - по идеологическим соображениям он был запрещен, а сам автор был вынужден эмигрировать. Замятин умер в Париже, до конца жизни оставаясь советским гражданином.

Интересные факты

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину, в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Биография

Вкратце о юности и становлении Замятина как писателя. Его самые знаковые работы и наследие, которое он оставил.

Детство и юность

Евгений Иванович Замятин родился в 1884 г. в уездном тамбовском городе Лебедянь (ныне Липецкая область). Его мать, Мария Александровна (урожденная Платонова), была образованным человеком, любила литературную классику, играла на рояле. Все это передалось детям. Отец Замятина, Иван Дмитриевич, был священником.

Лебедянь по переписи 1883 г. насчитывала 6678 жителей.

Вспоминая детство Замятин писал:

Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...

Образование

С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, потом учился в Воронежской гимназии, которую окончил в 1902 году с золотой медалью. Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института. Как он сам пишет в своей автобиографии:

В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Институт он закончил в 1908 году.

Творческая деятельность и путь к известности

Самый первый рассказ был написан Замятиным в 1908 году, по окончанию института - это рассказ «Один». Следующая работа, рассказ «Девушка« вышла только спустя два года, пока Евгений преподавал и работал инженером.

Первая повесть была написана на фоне высылки в Лахту - это повесть «Уездное», в которой он с горечью изображает полный инертности мир русской провинции. Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького.

Его бунтарство и инакомыслие начало проявляться еще во время Первой мировой войны. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке, за что был привлечён к суду и сослан в Кемь.

Во время командировки в Англию он создаёт повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север», написанную на основе впечатлений северной ссылки и опубликованную в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина (Берлин, 1922). В 1918—1924 годах был членом редколлегии «Всемирной литературы» и заведующим редакцией в издательстве. В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».

Был активен в литературной жизни страны: входил в Правление Всероссийского союза писателей, в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей.

В 1920 году Замятин заканчивает работу над знаковым романом «Мы». В нем он описал свое видение развития военного коммунизма под впечатлением от промышленной революции в Англии.

Единственный роман не опубликовали на Родине

В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке.

Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения. Впоследствии роман был напечатан как на английском, так и на французском и чешском языках, что очень сильно ударило по репутации Замятина в Советской России.

Личная жизнь

В это время Замятин увлекается социалистическим учением, вступает во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входит в боевую дружину Выборгского района и принимает активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи. Тогда же он встречает свою будущую жену — Людмилу Николаевну Усову (1883—1965).

Супруга пережила мужа почти на тридцать лет и была похоронена рядом с ним.

Последние годы жизни и смерть

На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького).

В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей, а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство.

Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Фотографии писателя

Титулы, награды и премии

Лауреат

1994

Прометей / Prometheus Awards, 1994 // Зал славы
→ Мы (1924)

Номинации

1988

Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма
→ Мы (1924)

1989

Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Зал славы
→ Мы (1924)

1990

Прометей / Prometheus Awards, 1990 // Зал славы
→ Мы (1924)

Показать остальные 4 ↓

О чём писал, особенности

Свое писательское кредо Замятин очень четко обрисовал в статье «Я боюсь»:

Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики

Учитывая его близость к движению левых эсеров и постоянную острую критику большевистской политики, он говорил довольно искренне. И это очень ярко прослеживается в его произведениях. Например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы в романе «Мы«, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.

Также достаточно большое влияние на него оказало пребывание в Англии и его инженерное образование - технократическая и промышленные революции в его понимании несли как положительный, так и отрицательный посыл. Михайлов О. Н. писал:

Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.

Лучшие книги

Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

Самые популярные антиутопии по хорошей цене:

Библиография

Помимо «Мы» Замятин написал несколько повестей и ряд рассказов. В основном они основаны на его личном опыте - некоторые написаны в ссылке, некоторые в командировке в Англию, некоторые в эмиграции.

Возможно шедевр
Хорошая книга
На любителя
Нет данных
Предложения интернет-магазина:

Романы
1 произведение
1924
Мы
Повести
7 произведений
1912
Уездное
1914
Алатырь
1914
На куличках
1917
Островитяне
1918
Север
1935
Бич божий
1968
Колумб
Рассказы
50 произведений
1908
Один
1911
Девушка
1912
Апрель
1913
Непутёвый
1913
Три дня
1913
Чрево
1914
Правда истинная
1914
Старшина
1914
Студенческий сынок
1916
Мученица науки
1916
О святом грехе Зеницы-девы
Показать остальные 40 ↓
Сказки
23 произведения
1915
Дрянь-мальчишка
1916
Бог
1916
Дьячёк
Другие названия: Дьячок
1916
Картинки
1916
Петр Петрович
1917
Херувимы
1917
Хряпало
1917
Четверг
1917
Вторая сказка про Фиту
1917
Первая сказка про Фиту
1917
Последняя сказка про Фиту
Показать остальные 13 ↓
Поэзия
3 произведения
1924
Буриме
1954
Волчок
Другие названия: басня
2002
Стихотворение, посвященное Я.П. Гребенщикову
Пьесы
8 произведений
1921
Епископ обезьянский
1921
Огни святого Доминика
1925
Блоха
1925
Общество Почетных Звонарей
1928
Атилла
1928
Пещера
1930
Африканский гость
1931
Рождение Ивана
Статьи
63 произведения
1918
Беседы еретика
1918
Домашние и дикие
1918
Презентисты
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
1918
Скифы ли?
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
1918
Современная русская литература
Другие названия: Вступительная статья
1919
О лакеях
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
1919
О равномерном распределении
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
1919
О служебном искусстве
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
1919
О сюжете и фабуле
1919
О языке
1919
Они правы
Другие названия: под псевдонимом Мих. Платонов
Показать остальные 53 ↓

Экранизации

«Мы» — немецкий научно-фантастический фильм 1982 года по сценарию Клауса Губалека, спродюсированный германским телевидением ZDF. Режиссёром выступил Войтех Ясны, в главной роли Дитер Лазер.

Фильм представляет мир гармонии и соответствия в рамках единого государства технократического прогрессивизма по мотивам романа «Мы» (1921) русского писателя Евгения Замятина.

Обложка к фильму Мы
Мы
Wir
Год
1982
Страна
Германия (ФРГ)
Режиссёр
Войтех Ясны
КиноПоиск
5.736 174
IMDb
7.10 53

В двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ. Во главе Единого государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы.

Вклад в развитие научной фантастики

Роман «Мы» является одним из основоположников жанра антиутопии в ее современном виде. До него выходили произведения в этом жанре - одним из первых было сочинение английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвящённое проблемам государства. Элемента антиутопии можно встретить у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Джека Лондона, Яна Вайсса и других.

Замятин заложил и оформил основную идею всех антиутопий — утопические идеи в руках государства извращаются и превращаются в инструмент подавления личности и тотального контроля.

Вслед за «Мы» Замятина классическими образцами жанра становятся романы «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, написанный в 1932 году, и созданный в 1948 году «1984» Оруэлла.

Также он одним из первых поднял тему опасности технического прогресса, который может привести к обесцениванию личности и человеческой жизни, превратив людей в простые винтики системы.

Цитаты и высказывания

Человек - как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать...

Цитата из книги «Мы»

Единственное оружие, достойное человека – завтрашнего человека – это слово.

Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы.

И математика, и смерть – никогда не ошибаются.

Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.

Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.


Писатели-фантасты той же эпохи

Понравилась страница? Поделись с друзьями: